Аэродром Мочище известен тем, что здесь учились летать такие знаменитые люди, как заслуженный летчик-испытатель, многократная рекордсменка мира, Герой Социалистического Труда Марина Лаврентьевна Попович, заслуженный летчик-испытатель, герой Советского Союза Борис Антонович Орлов, многократный чемпион мира по самолетному спорту Алексей Петрович Пименов. С 2011 года небольшой аэродром Мочище принимает у себя ведущие пилотажные группы России, которые демонстрируют летные таланты десяткам тысяч сибиряков. Финальный месяц подготовки к масштабному зрелищу авиаторы называют «крайним», у летчиков в лексиконе нет слова «последний». О том, как ведется подготовка к авиашоу-2018, чем нас удивят пилоты и с какими трудностями приходится сталкиваться, корреспонденту «ВН» рассказал руководитель аэродрома Мочище Александр ОСОКИН.
— Александр Николаевич, как будет организовано авиашоу в этом году?
— Сейчас мы трудимся не покладая рук. Финальный месяц перед мероприятием — он самый напряженный. Вся площадка готовится к празднику, убирается скошенная трава, чтобы зрителю было комфортно здесь находиться. Люди приходят к нам с пледами, небольшими стульчиками и столиками раскладными. Они готовят себя к долгому мероприятию, которое начинается в 9:00 и заканчивается в 14:30. Трудно пять с половиной часов находиться на ногах, все равно захочется посидеть, полежать. Опытные товарищи так и поступают, у нас практически вся зона покрыта плотной чистой травой. Люди аккуратно располагаются, берут с собой пледы, подушки. Они идут сюда отдыхать. У нас каждый год работают порядка 80 точек общепита, которые накормят всех желающих разнообразной и очень вкусной едой. Будет также ярмарка сувенирной продукции, развлекательные аттракционы, полевая кухня.
— Много зрителей с детьми приходит на авиашоу?
— Это обычное зрелище — встретить в день авиашоу на поле родителей с колясками. С детьми вообще приходят многие. Некоторые, к сожалению, теряются. У нас есть специальное место, куда потом детей приводят, и мы объявляем по громкой связи, что ребенок ищет родителей. По крайней мере, пока что все находились.
— Как будут организованы в этом году уборные для зрителей?
— Территориально они будут находиться там же, где и в прошлом году, — ближе к лесной зоне. Но мы либо сделаем еще одну точку, либо в этих местах увеличим количество кабинок. Практика показывает, что мы с каждым годом улучшаем этот сервис — при определенном количестве людей очереди сокращаются. Но было и такое, что два года подряд скапливалась очередь!
— Каким образом будет обеспечиваться безопасность на авиашоу в этом году?
— Волонтеров и сотрудников полиции, по моим подсчетам, будет порядка 500 человек. Сюда же входят пожарные, медики, центр медицины и катастроф — все в полном объеме. Это же не мы определяем количество, это жизнь определила. Если собирается такое количество людей, значит, они должны быть определенным образом застрахованы, защищены. Должна быть полнейшая безопасность.
О платных парковках, новейших истребителях и стоимость авиашоу в этом году читайте в материале Авиашоу в Мочище-2018: полная программа и карта проезда.
450 участников на 90 воздушных судах покажут высший пилотаж. Фото Аркадия Уварова
— По некоторым подсчетам, в прошлом году авиашоу посетило порядка 100 тысяч зрителей. А сколько ожидаете в этом году и хватит ли всем места?
— Мне сложно судить о ста тысячах, шла постоянная ротация, одни уходили, другие приходили. Вот приезжает человек на электричке, два-три часа посмотрит, походит и устанет, он обратно уезжает. Следующие заходят, тоже посмотрят часть шоу и уходят. И так до вечера. Больше половины зрителей те, кто уже бывал на авиашоу и знает, к чему готовиться. 50–60% — это постоянные зрители, которые один раз посмотрели, влюбились и каждый год ждут события. Неподготовленные зрители устают физически, все-таки пять с половиной часов находиться на жаре — это непросто. Места хватает всем. В прошлом году еще хватало мест, ну а придет больше народа — будем думать, как расширять эту площадку.
— Что в этом году нам покажут пилоты? Какие изюминки приготовили авиаторы для зрителей?
— Летчики покажут все, на что способны они и на что способна наша российская авиационная техника. «Соколы России» будут летать на новейших Су-35, поэтому все, чем себя проявил Су-35 в Сирии, на испытаниях и на учениях, ребята покажут. Пилотажная группа «Русь» летает на истребителях поменьше — Л-39, но сложность от этого нисколько не меньше. Своим мастерством они известны по всему миру. Будет женская пилотажная группа, это девчонки из Сургута, «Барсы». Девчонки молодые, но уже кое-что могут выполнять достаточно хорошо. Мастерство у них растет не по дням, а по часам. В прошлом году они вызвали настоящий ажиотаж. Я бы однозначно выделил всех, ведь в выступлении каждого есть изюминка. Каждое выступление — это будет в своем роде показ мастерства, показ красоты. Выступления раритетной техники, которой по 50–60–70 лет, — это просто изюминка.
Фото Аркадия Уварова
Раритетная авиационная техника XX века — самолет Douglas 1947 года выпуска из Сургута, вертолет Ми-1 и самолет По-2 — как выставка автомобилей столетней давности, только еще и поднимается в воздух
— А если погода подведет?
— На всякий случай у нас подготовлено три программы на каждый из погодных вариантов. В идеале самолеты поднимутся на расстояние
Досье. Александр Осокин – руководитель аэродрома Мочище. Действующий председатель РОО спортивной авиации, мастер спорта СССР, многократный чемпион СССР, двукратный абсолютный чемпион России по вертолетному спорту.
Кстати. Путь до Мочище обеспечивают два муниципальных маршрута — автобусы № 189 и № 130. Как добраться до места проведения авиашоу без пробок и расписание выступлений пилотов смотрите здесь. Время пути от станции Новосибисрк-Главный составит 33 минуты. Стоимость проезда на электричке — 35 рублей.
5 августа электропоезда будут следовать по расписанию:
Отправление от станции Новосибирск-Главный до станции Мочище: 07:57; 08:11; 08:25; 08:53; 09:14; 09:30; 09:44; 09:58; 10:14; 10:31.
Отправление от станции Мочище до станции Новосибирск-Главный: 11:58; 12:44; 13:10; 13:25; 13:40; 13:56; 14:12; 14:35; 14:53; 15:14; 16:03; 16:32.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №30 от 27 июля 2018 года