История быстровских отщепенцев, или Посмертные муки Оливера Кромвеля
Инициатору кровавой казни короля Англии Карла I Оливеру Кромвелю вынесли страшный приговор через несколько лет после его мирной кончины. Тело первого лорда-протектора эксгумировали, повесили на цепи, четвертовали, а затем подняли его отрезанную голову на шесте. Там она провисела 25 лет, пока не рухнула во время бури.
Приключения отрезанной головы продолжались еще без малого триста лет. Череп Кромвеля похитили, долгое время он путешествовал по музеям и частным коллекциям и, наконец, упокоился в Кембриджской часовне в середине XX века.
Задолго до первых опытов европейской демократии, в начале первого тысячелетия до нашей эры, в Западной Сибири эпохи скифов три головы также красовались на шестах у края древнего некрополя.
Окрестности села Быстровка - красивейшие места нынешней Новосибирской области. Если ехать в Каракан со стороны Искитима, не доезжая до ажурной часовни на пригорке у Оби, слева и справа от дороги еще можно увидеть остатки древних курганов. В раннем железном веке на границе одного из них в поле перед Караканом стояли шесты с тремя мертвыми головами – одной женской и двумя мужскими.
По словам автора находок, археолога Андрея Бородовского, на кол головы насаживали дважды. Женщину перед тем, как обезглавили, убили ударом чекана в голову, причина смерти мужчин неизвестна. За что несчастных постигла ужасная кара и позорная смерть невозможно понять по результатам раскопок – никакого письменного приговора люди скифского времени не оставили. Как предполагает Андрей Бородовский, женщину, убитую чеканом, могли покарать за непристойное поведение. Её спутники, вполне возможно, были отщепенцами или изгоями.
«Мертвые головы один раз повесили, потом второй раз повесили, а потом, видимо по прошествии какого-то срока, после созерцания вот этой картины, их предали земле, но похоронили отдельно от остальных. Какая-то очень непростая и сложная социальная история произошла конкретно с этими тремя людьми. Мы их нашли похороненными на краю кургана в небольшой ямке», - объяснил VN.ru ученый.
Акт правосудия, возмездия, жервоприношения или даже обряд погребальной охранительной магии – объяснений кровавому ритуалу может быть множество. Как свидетельствует история Оливера Кромвеля, мертвая голова на шесте может стать началом старейшей европейской демократии.
В отличие от Кромвеля, казненных в «скифской» Быстровке буквально лишили мозга в ходе позорной казни.«Совершенно очевидно, что после того, как они были мертвы, им отделили голову. А потом можно было просто насадить их на кол через шейное отверстие, и все - тема была бы закрыта, и кол можно было такой найти. Но они почему-то сочли необходимым сделать такую своеобразную трепанацию - выбрать мозг», - рассказывает жуткие подробности ученый.
Никаких указаний на то, зачем древним жителям Быстровки нужен был мозг казненных, при раскопках не нашли. Что они с ним сделали, сказать трудно. Практика погребального каннибализма была широко распространена у племен Полинезии до тех пор, пока аборигенов не поразила болезнь Куру – нейродегенеративное заболевание, при котором люди буквально умирают от смеха. Встречалась ли в Верхнем Приобье такая хворь – неизвестно, но к мозгу у местных жителей был практически профессиональный интерес.
Древнейшие нейрохирурги из Быстровки
Последние раскопки Быстровского некрополя велись в 2000-м году археологом Андреем Бородовским. Черепа на шесте оказались не единственными мертвыми головами, которые потрясли тогда ученых в ходе раскопок.
Останки женщины, захороненной в кургане скифского времени, сохранили следы прижизненной трепанации черепа – ткани по краю отверстия в виде пентаграммы на затылке срослись как минимум за три месяца до кончины пациентки древних врачевателей.
«Женщина с пентаграммой, похожей на знак качества СССР, похоронена как положено, в обычной могиле, она была рядовым членом сообщества. В сухом остатке – две с половиной тысячи лет тому назад под Новосибирском, около Быстровки жили замечательные нейрохирурги, которые могли проводить очень сложные операции, доступные рядовым гражданам», - с уважением говорит Андрей Бородовский.
Древне-сибирские скальпы и кровавая месть сотрудникам НКВД
Еще десять голов, найденных в Быстровском некрополе, были оскальпированы. По словам Андрея Бородовского, среди находок, которые причисляют к скифским артефактам, оскальпированные черепа до сих пор не значились. Существуют только письменные свидетельства «отца истории» Геродота о том, что такая практика получения военных трофеев существовала.
В современном мире снятие скальпов считается прерогативой индейцев Северной Америки. Они умели мастерски снять скальп даже с головы дятла или скальпировать человека, не умерщвляя. Фотографии живых людей со снятыми скальпами хорошо известны.
При этом настоящий бум скальпирования как «удостоверения о смерти» породили европейские колонисты, напоминает Андрей Бородовский: «Во время семилетней войны XVIII века французы и англичане начали платить индейцам за скальпы».По некоторым неподтвержденным данным, народности русского севера проводили эту кровавую экзекуцию вплоть до 30-х годов XX века. Во время восстания хантов якобы были оскальпированы некоторые сотрудники НКВД.
«Об этом пишется в некоторых этнографических работах, но документов из НКВД я лично не видел, - говорит исследователь. - Но такая информация существует - это лишний раз говорит о том, что у нас существует особая, своя культура на территории Западной Сибири».
У практики скальпирования в Быстровском поселении скифского времени, в отличие от истории о кровожадных хантах и НКВДэшниках, есть неопровержимые доказательства. Черепа со следами этой манипуляции хранятся в архивах института археологии и этнографии СО РАН.
Содержимое могильников у впадения речки Бороздиха в Обь на окраине Быстровки ученые исследовали в начале двухтысячных годов самыми современными методами: проводили радиоуглеродный, дендрологический и трасологический анализы. Но только сейчас картина начала прорисовываться в деталях, и они поражают воображение. Ведь сейчас, спустя три тысячи лет, окраина древнего Караканского бора выглядят самым умиротворенным местом на свете.