А на днях стало известно, что она займется еще и вопросами расходования средств, выделяемых на капитальный ремонт. Масштабные проверки заявлены по всей стране.
Впрочем, и сейчас практически в каждом отчете, в том числе и Новосибирской СП (а они предаются огласке регулярно), не обходится без разоблачений. Кто не считается с деньгами в Новосибирской области? И как лучше проводить работу над ошибками? Об этом и многом другом на пресс-конференции рассказала председатель региональной КСП Елена Гончарова. Свои вопросы задал и корреспондент «ВН».
Никуда не исчезли
— Елена Анатольевна, последние недели СМИ широко обсуждают цифру более чем в 516 миллиардов рублей. Именно на такую сумму Счетная палата РФ выявила нарушений в 2015 году. Доля Новосибирска здесь какая?
— В 2015 году мы провели 66 проверок, экспертиз и других мероприятий. По их результатам нашим ведомством выявлено нарушений более чем на 3,5 миллиарда рублей. Но важно отметить, что, когда я говорю о нарушениях в использовании бюджетных средств, не стоит думать, что эти деньги кто-то украл или присвоил. В основном это формальные нарушения при оформлении финансовых документов, ведении учета и составлении отчетности. Нарушения не всегда имеют только негативные последствия. Например, в прошлом году в дорожном хозяйстве мы квалифицировали, что больше миллиона рублей было использовано нецелевым образом. Однако это случилось, потому что на оставшиеся деньги была отремонтирована дорога, которой не было в перечне подлежащих финансированию в 2015 году. Такая вот палка о двух концах. Тем не менее за прошедший год палата направила в прокуратуру, Следственный комитет, органы внутренних дел и Федеральной службы безопасности 26 материалов по 18 контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям. Они приобщены к трем уголовным делам.
Мало выявить, нужно еще устранить нарушения, а там, где это предусмотрено законодательством, возвратить средства в бюджет. За прошедший год было устранено нарушений более чем на 0,7 миллиарда рублей из 1,6 миллиарда, подлежащих устранению. Из этих сумм должно было быть возвращено в бюджеты около 15 миллионов.
— Согласно вашему отчету, за 2015 год КСП по НСО выявила более 2300 нарушений. Интересно узнать, есть ли у вас какой-то план или, может быть, соревнование между регионами, кто больше денег вернет…
— Никакой разнарядки сверху у нас нет. Да и невозможно нашу работу оценивать по количеству составленных протоколов или возвращенных денег. Например, в Новосибирской области за 15 лет размер региональной казны вырос в разы, а сумма нарушений существенно не растет. Это показатель работы органов власти по предупреждению бюджетных нарушений, например перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов. А вот сравнивать регионы, даже соседние, я бы не рискнула. Во-первых, у всех разный штат контрольно-счетных органов, а значит, и возможности для проверок. Во-вторых, у всех субъектов разные бюджеты и качество управления финансами.
Внезапный мост
— А можете ли сформировать, например, топ-3 отраслей, в которых вы чаще всего фиксируете нарушения?
— Не люблю таких обобщений. Но если все-таки попытаться это сделать, то я в первую очередь назвала бы строительство, где неверные решения на стадии проектирования и выполнения работ могут приводить к неэффективному использованию больших объемов бюджетных средств. Также много нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Уже третий год действует новый закон, который и возложил на нас функцию аудита закупок. К примеру, в прошлом году мы проводили проверку закупок лекарственных препаратов. Большинство нарушений в этой сфере имеет формальный характер, например неразмещение информации об исполнении контракта в сети Интернет. Но за них все равно предусмотрена ответственность, мы такие нарушения фиксируем и предлагаем меры по уменьшению их количества.
— Есть ли в регионе, если так можно их назвать, «рецидивисты»?
— Я бы сказала иначе: во многих отраслях из года в год повторяются одни и те же ошибки. Например, в транспортной сфере. На муниципальные дороги ежегодно выделяются значительные средства, хотя право собственности на многие объекты не оформлено, полные данные об их количестве и техническом состоянии отсутствуют. Нередки случаи оплаты фактически не выполненных работ, завышения сметной стоимости и начальной цены контракта. Еще немного говорящих цифр: за прошлый год мы проверили 133 организаций, нарушения выявили в 120.
— Рядовые граждане к вам частенько с жалобами обращаются?
— Да, много и анонимных писем, которые скорее похожи на доносы, что где-то кто-то из начальников ездит на джипе или строит себе дачу.
Мы со своей стороны можем инициировать дополнительную проверку, но только когда в письме содержатся конкретные факты, которые мы можем оценить и принять по ним решение.
Например, в прошлом году мы проводили анализ объектов незавершенного строительства. И параллельно к нам обратились жители одного из сел под Новосибирском, в котором их школа-сад не могла достроиться с конца 90-х годов, хотя находилась в высокой степени готовности. Мы обратили внимание руководства области на эту ситуацию, по решению губернатора оперативно были выделены дополнительные средства, и уже 1 сентября учебное заведение заработало.
Случаются и совсем анекдотические случаи. Например, когда аудитор палаты едет проверять качество выполнения работ в одну из деревень, а там буквально за несколько дней до его визита появляется мост, который по документам введен в эксплуатацию уже четыре года назад. Но это единичные случаи, в большинстве своем люди у нас стараются избегать грубых нарушений. Поэтому нужно не только наказывать, но и обучать, устранять предпосылки нарушений, тогда и финансовые отчеты будут сходиться, а у нас не будет к ним вопросов.
Опубликовано в газете "Вечерний Новосибирск" №24 от 17 июня 2016 г.