Аляпистые вывески исчезнут с домов

Слева: дизайн-кода нет. Справа: дизайн-код есть. Фото с сайта https://brandley.ru
К финальной стадии подходит разработка дизайн-кода Новосибирска. Совсем скоро с фасадов зданий исчезнут баннеры, сообщения о скидках и акциях, яркие рекламные плакаты.

Как еще изменится город, нам рассказал начальник отдела дизайна городской среды мэрии Иван Фаткин.

— Архитектурно-художественный регламент, так называемый дизайн-код, уже давно работает в разных городах страны. Почему же он до сих пор не действует в Новосибирске?

— Документы, регулирующие размещение рекламы и информационных вывесок, есть во многих городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Казани. Мы попытались скопировать московский регламент, но все оказалось не так просто: столкнулись с тем, что в первую очередь нужно разграничить понятия, которые будут употребляться в регламенте. Мы должны были дать определения, что такое рекламная конструкция, а что — информационная. Информационная сообщает о названии предприятия и профиле деятельности, например, аптека «Радуга», парикмахерская «Золушка». Не более того — ни перечня товаров и услуг, ни телефонов, ни интернет-адресов, ни информации о скидках и акциях. И сегодня мы пришли к тому, что, согласно новому архитектурно-художественному регламенту, на фасадах жилых домов можно будет размещать только информационные конструкции. Рекламные конструкции если и будут, то только высокотехнологичные — экраны, медиафасады. Но и места их размещения нужно выбирать очень аккуратно, чтобы не создавать неудобств жителям противоположных домов или помех водителям. И прежде чем принимать регламент, мы должны были четко развести понятия «реклама» и «информация».

— Кроме запрета на рекламу, какие еще изменения вводит новый регламент?

— Сегодня один из самых распространенных вариантов размещения рекламы или вывески — это баннер. Либо просто баннер, прикрепленный на фасад, либо ткань, натянутая на раму. Этот тип конструкции мы предлагаем больше не использовать. Мы не пионеры — подобная практика уже принята во многих городах. Предлагаем использовать баннерную ткань только в качестве лицевой поверхности световых коробов: благодаря внутренней подсветке такая конструкция выглядит более эстетично. Также исключим конструкции с внешней подсветкой на фасаде, останутся только с внутренним освещением. Никаких открытых светильников на вывесках быть не должно!

Изменения коснутся и конструкций на подложке. Сегодня есть несколько вариантов изготовления вывесок: отдельные буквы, буквы на одной общей подложке и световые короба, на которых буквы либо вырезаны, либо напечатаны. Так вот, по цветам подложки будут ограничения — подложки должны быть монохромные. Нужно уйти от дурновкусия, которое осталось с 80–90-х годов, когда шиком считалось писать разным шрифтом и разным цветом каждую букву.

Что касается шрифтов, ограничения будут по количеству гарнитур в одной вывеске — не более двух. Будет регулироваться размер букв и количество строк: информация не должна размещаться более чем в две строки.

— Будет ли какое-то подспорье предпринимателям в виде графического изображения рекомендуемых вывесок?

— В Саратове, например, регламент выглядит как графический альбом с минимальным количеством текста. Мы изначально разработали аналогичный альбом, но после того как вынесли его на публичное обсуждение, поняли, что для нашего города традиционно основой должен быть текстовый документ. А уже к этому документу мы сделали графическое приложение. Такой текстовый документ хорошо увязывается с рядом других нормативных актов, например с правилами благоустройства территории города Новосибирска.

К сожалению, из-за того, что текста не должно быть много, пришлось сильно сокращать правила. Поскольку архитектурно-художественный регламент будет приниматься постановлением мэра, он будет несколько гибче, чем правила распространения рекламных и информационных конструкций в городе Новосибирске, которые утверждаются Советом депутатов. Внесение изменений в решение Совета депутатов — очень непростой и длительный процесс, в данном же случае при выявлении недоработок или сложных моментов при реализации новых требований будет возможность достаточно оперативно их исправить. Например, сейчас должен быть принят документ, утверждающий гостевые маршруты Новосибирска. И тогда у нас возникает возможность по гостевым маршрутам вводить дополнительные требования.

— Не возникнет ли проблем с бизнес-сообществом Новосибирска? Ведь ограничения по рекламе коснутся их напрямую.

— На общественные обсуждения в НГУАДИ в прошлом году мы приглашали представителей бизнеса. Особых замечаний от них не поступало, потому что люди уже морально готовы к этим правилам: видели аналогичные документы других городов, понимают, что их ждет. К  тому же некоторые требования у нас даже мягче.

В общем-то, бизнес-сообщество уже готово к изменениям, особенно крупные российские компании, которые столкнулись с дизайн-кодом в других городах. Они уже сегодня разрабатывают общую стилистику оформления своих вывесок по всей стране, учитывая довольно строгие требования аналогичных документов, действующих в крупнейших городах. И мы постепенно переходим на новые стандарты: давая разрешение на размещение вывесок на недавно отремонтированных домах, учитываем будущий регламент.

Очень важно и то, что переход на новый регламент будет постепенным: те конструкции, которые сейчас, еще до его введения, получают разрешение на размещение, останутся на своих местах на срок до пяти лет. И даже когда дизайн-код вступит в силу, большинство из них будет размещаться до окончания срока действия разрешений.

— Как вы будете контролировать размещение: то ли это старая вывеска, то ли это новую вопреки всем нормам повесили?

— Вопрос о том, как не потерять контроль над ситуацией, нам еще предстоит решить. Думаю, мы не готовы в данном направлении повторить путь Москвы, где на конструкции, отвечающие требованиям дизайн-кода, разрешение получать не нужно. Такая форма предполагает усиленный контроль. Чтобы ежедневно отслеживать появление новых конструкций и принимать решение, соответствуют они параметрам или нет, как это делают в Москве, у нас (на сегодняшний день) не хватит штата. Поэтому мы обсуждаем, как регистрировать новые вывески. Скорее всего, будем создавать некую базу, в которой будем отмечать новые конструкции, старые с действующими разрешениями и те, что размещены незаконно. Но, скорее всего, предприниматели не будут получать разрешение, а будут уведомлять мэрию о размещении конструкции для ее последующего внесения в информационную базу. Каким будет архитектурно-художественный регламент, будет понятно примерно через два–три месяца, когда документ пройдет все юридические согласования.

Досье

Иван Фаткин, начальник отдела дизайна городской среды департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. В 1997 году окончил Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию по специальности «дизайн архитектурной среды». В 2013 году работал начальником отдела архитектуры администрации Октябрьского района.