В своём творчестве известный драматург Владимир Гуркин придерживается совета, который ему давным-давно дал один добрый человек
Владимир Гуркин родился в Черемхове Иркутской области. В 1967 году поступил на актерское отделение Иркутского театрального училища, потом был ТЮЗ, служба в армии, снова ТЮЗ
Восемь лет играл на сцене Омского драматического театра. В то время и пристрастился к драматургии. Первая же пьеса «Любовь и голуби» (это было начало восьмидесятых) имела небывалый успех прошла и идет в десятках театров страны и зарубежья, став поистине народным кино. В 1984 году Гуркин был приглашен в литературную часть «Современника»,
История жизни людей, которых знал
Владимир Павлович, тема войны в вашем творчестве неожиданна для зрителей, знающих вас как автора пьес лирических, ироничных
Действие пьесы разворачивается в два дня с промежутком в девять лет. В этом есть
С одной стороны, там один и тот же день, только с промежутком в несколько лет. Один день, когда деды уходят на войну, и другой, когда один из них вернулся. Тут сохраняется, как я люблю, единство места и условно времени. Но самое главное не хотелось врать. Это не абсурдистская пьеса, где очень легко наврать и зрителю, и себе. А я не любитель самообмана. Если войны не воевал, то могу только предполагать. А предполагать значит лукавить, как сейчас это делают молодые режиссеры, которые снимают фильмы о войне. Когда начинаешь сравнивать их картины со старыми скажем, «Баллада о солдате» или «Они сражались за Родину», понятно сразу, кто знает, что такое война, а кто нет. Я на себя такую миссию брать не стал, поэтому действие пьесы происходит в мирное время. С другой стороны, зрителю всегда интересно увидеть изменения в герое по прошествии определенного времени. Эффект игры узнавания способствует проникновению зрителя в судьбу героя, возникновению некой родственности между ними. Ведь зритель очень любит, когда его так заставляют думать в зале, что он это не замечает.
Однако военный фон постоянно мелькает в пьесе: ребенок играет с военной газетой; героини, замирая, смотрят вдаль, словно ждут, когда же грянет гром войны
Это тревога. Беда уже в стране, хотя еще и не добралась до Урала в том виде, в каком она существовала на Западном фронте. Мне очень важно было показать, как люди относились к войне в июле 1941. Они ведь уверены были, что шапками ее закидают. И «закидывали» до Волги, до блокады Ленинграда и прочих бед.
«Не пиши того, чего не видишь»
Все ваши герои проникновенные, живые, особенно женские образы. Что вам помогло их такими создать?
Если получаются, то хорошо, потому что автор всегда сомневается на этот счет. Здесь все объясняется очень просто: не пиши того, чего не видишь. А еще все должно строиться на фундаменте большущей симпатии к людям. Надо к ним, как к родным, относиться:
Место действия ваших пьес всегда провинция, вас называют даже певцом родного края. Вы принципиально выбираете только провинциальную тематику для своих пьес?
Для меня это комплимент. Я придерживаюсь старинной русской пословицы: где родился, там и пригодился. С возрастом все больше езжу в места, где вырос. Там столько еще мною любимого, но мною неосознанного. Мне очень важно, чтобы русские любили Россию, места, где они выросли, чтобы не было внутри пустоцветия. Штамп штампом, а у нас много людей без корней. Потом, в этой теме и радость определенная, и эгоизм мой есть.
Но живете и работаете
Москва особая статья. Я уже двадцать лет живу в ней, но нисколько не «остоличился». Для меня нет проблемы пользоваться общественным транспортом (некоторым это противно). Народ так живет, а я тоже народ. Я же не могу узнать жизнь из окна своего автомобиля. В столице крайне редко могут возникнуть вещи, о которых я пишу. На это нужно мужество и талантливость. Вот Брусникин Дмитрий поставил мою пьесу «Плач в пригоршню» во МХАТе (кстати, там Марина Брусникина замечательно играла). А сейчас с художническим мужеством дефицит. Одна иностранная драматургия и авангард идет, а с пьесами народного характера, имеющими отношение к провинциальной жизни России, напряжение. Такое, чтобы
В вашей пьесе много фольклорных элементов: частушки, песни, обычаи. Вы их специально изучаете или они, как говорят, заложены на генетическом уровне?
Я не культуролог, поэтому, когда материал касается фольклора, приходится нырять в эту сферу, проверять себя. Ведь безграмотными могут быть персонажи, автор же должен разбираться в том, о чем пишет. Вот песню про казака я с детства помню: ее родители и бабки пели. Особенно мне нравится строчка «Зачерпнул он воды сапогой». Я все в детстве думал, почему «сапогой», если сапогом? И только в процессе написания пьесы я узнал, что есть восемь вариантов этой песни с разным текстом и мелодией.
В вашей пьесе затронуты многие темы: любовь, война, верность, дети. Какую из них вы хотели донести до зрителя больше всего?
Берегите жизни друг друга. Не злитесь. Прощайте. Терпите. Ко многим (у меня аж мурашки побежали) осознание этого приходит слишком поздно. Мне повезло, в молодости я встретил человека, который мне сказал: «Володька, поверь на слово сэкономишь время». Я поверил и не пожалел. В данном случае я хочу сказать, что никто не мешает молодым людям заниматься самовыражением, но не нужно считать, что вы пуп земли. Полюбите тех, кто рядом: маму, папу, сестер, братьев, прохожего. Из этого и выйдет «самость». Пусть люди ее обнаружат, а не вы сами.