Его творчество началось с отцовского зубила и камня во дворе отчего дома
Когда хочешь встретиться с интересным и известным в городе человеком, повод для будущего разговора всплывает сам собой: у того, кто погружен с головой в атмосферу творчества и созидания, жизнь кипит, как «паровой котел» что ни день, то событие. Вот и для встречи с нашим знаменитым скульптором Арамом Григоряном информационный повод тут же нашелся: на днях Арам Владимирович вернулся из Москвы, где патриарх «больших и малых скульптурных форм» Зураб Церетели вручил ему почетный значок члена-корреспондента Российской академии художеств. И сегодня первый новосибирский «художественный» академик гость нашей рубрики.
Сегодня в его мастерской особая атмосфера взволнованной радости и «девятибалльного» эмоционального всплеска. И сам скульптор не в обычном рабочем белом халате, с измазанными глиной руками, а в строгом торжественно-официальном костюме, где на лацкане пиджака скромно блестит значок члена-корреспондента Российской академии художеств.
Я до сих пор не могу поверить, что это со мной случилось! Арам Владимирович весь на эмоциях. Обычный академический возраст лет шестьдесят, а мне еще и пятидесяти нет Знаете, когда после награждения наши убеленные сединами патриархи-дедушки спрашивали: «Сибиряк, сколько тебе лет-то?», я скромно прибавлял себе с десяток лишних годов. Ну, чтобы особенно на их фоне не выделяться
«Не выделяться» у Арама Владимировича получается очень плохо: вся его творческая жизнь сплошная череда ярких образов и необычных проектов. Один только его монумент, посвященный павшим на алтаре науки лабораторным мышкам, чего стоит Скажем по секрету, что мы, «вечеркинцы», к этой милой жертве научных экспериментов очень нежно относимся: Арам Владимирович даже в таких «малых формах» не позволяет себе «звездной халтуры».
Ленин в камне
Как честно нам признался Арам Владимирович, в знойном своем ереванском детстве художественных школ, где начинающих талантов обучают азам живописи и скульптуры, он не посещал. Рисовал на спор за десять минут портреты своих одноклассников и делал «фотографические» копии в карандаше тогдашних рок-кумиров, и друзья очень уважали своего Арамика за такой стихийный талант. А классная руководительница всегда нагружала ответственного Григоряна «внешкольной работой» к каждому празднику будущий знаменитый скульптор «ваял» красочные стенгазеты.
У нас в Ереване во дворах много разных каменных глыб лежало без дела, вспоминает мастер. И вот как-то сижу я в нашем дворике, смотрю зубило отцовское лежит, а рядом аккуратный такой камешек. Не знаю, кто меня тогда сверху вел, но я взял зубило в руки и начал вытачивать из камня портрет Ленина. Почему именно Ленина до сих пор не знаю
Родня Арама, увидев каменного Ленина, только руками всплеснула талант, явный талант! И тогда отец, как глава клана Григорянов, собрал все рисунки своего старшего сына и отнес в Ереванский художественный институт: возьмете моего мальчика после школы к себе? Преподаватели тогда только языками поцокали рисунки, конечно, самобытны и талантливы, но сначала нужно пройти школу художественного училища. Мол, образовательный порядок у нас такой.
В училище я все вступительные экзамены сдавал за пятнадцать минут, смеется рассказчик. К примеру, на рисунок с натуры отводилось четыре часа работы, мой же набросок экзаменаторы буквально забирали силой через десять минут: хватит, говорили, и так уже видим, что пятерка тебе обеспечена.
А после окончания художественного училища была Москва и учеба в художественном институте имени Сурикова у гениального скульптора Льва Кербеля. И мощная творческая подпитка в Театре на Таганке туда Арам Григорян с компанией будущих художников ходил на все спектакли. Притихшая ватага развеселых студентов «оккупировала» каждый вечер бесплатную «галерку» и уносилась в творческие дали на «крыльях» гениального Любимова
Меня приглашали после окончания института в Питер продолжить образование в аспирантуре, говорит Григорян. Но тут моя мама написала мне письмо: сын, ты у нас в семье самый старший, пора начать тебе зарабатывать деньги. Так я в Новосибирске по распределению и оказался.
Благодарность матери
Надо сказать, что столица Сибири приняла пока неизвестного скульптора Григоряна весьма тепло: исполком тут же выхлопотал начинающему мастеру уютную мастерскую в только что отстроенном доме и предложил поработать с учеными из Академгородка: мол, нашу великую «сибирскую шеренгу» нужно срочно зафиксировать в каменном виде.
Помню, приехал я в президиум СО РАН, как говорится, на натуру, продолжает поэтапно отслеживать свой творческий путь Арам Владимирович. И сразу мне приглянулся академик Трофимук хорошее такое лицо, лепное. Я ему и предлагаю: а давайте я ваш бюст вылеплю? А он как крикнет: «Да вы что, я еще не умер!» Объясняю ему, что все это пережитки прошлого, когда скульпторы ваяли лишь знаменитостей, которые нас покинули. Историю и людей, которые ее делали и делают, нужно фиксировать здесь и сейчас. Так я и начал свою большую работу под названием «Ученые Сибири». Трудно сказать, кого я только не вылепил. Пожалуй, только Мешалкина, и то потому, что он мне шепнул: «Арамик, мой бюст уже сделали». А я как-то не люблю делать то, что до меня сделано. Натура такая хочу постоянно быть первым.
А как-то Арам Владимирович пролистывал в своей мастерской журнал «Советский воин» и наткнулся на статью о двух наших новосибирских героях, которые в Афгане погибли в жарком бою с душманами. И понял тогда молодой скульптор, что его главная задача увековечить память о погибших мальчиках в граните. Поехал в военное училище, где ребята получили погоны, и предложил тогдашнему руководству: город должен помнить тех, кто отдал свои жизни в пыльном Афгане. Руководство только руками развело: мы бы рады, да денег, чтобы оплатить вашу работу, у нас нет
Я им тогда заявил: «Боже, какие деньги? волнуется, вспоминая те события, Арам Владимирович. От вас только фотографии мальчиков и грузовик глины »
Через месяц в мастерской скульптора появилась миловидная молодая женщина. Не обращая внимания на журналистов, которые делали свои репортажи (впервые, в Новосибирске, будет установлен памятник Демакову и Шорнику!), смотрела в глаза застывших мальчиков, а потом подбежала к Григоряну и поцеловала его испачканные глиной руки «Боже, вы настоящий мастер! У него даже затылок, как у моего сына!»
Это оказалась мама Демакова, вздыхает мастер. Я даже представить себе не мог, когда работал, что у этих ребят такие молодые мамы Я до сих пор вспоминаю слова этой юной женщины, и они для меня были и остаются самой высокой наградой
С историей нужно обращаться бережно
Трудно перечислить, что за эти десятилетия изваял скульптор в своей мастерской, полет фантазии у Арама Владимировича безбрежный; как он сам говорит: «Я пытаюсь каждый день отразить сложный и богатый событиями окружающий мир и раскрыть духовную жизнь своих современников». В шеренге замечательных людей «рассчитываются на первый-второй» Михайло Ломоносов и Александр Карелин, Кирилл с Мефодием и замечательная краснофакельская актриса Анна Покидченко список имен длинный, почти как у Гомера перечисление кораблей
На сегодняшний день моя любимица тонконогая девочка, которая олицетворяет Сибирь. Мастер теплым взглядом ласкает девочку на шаре, которая победила в конкурсе «Моя Сибирь». Она задолго до этого конкурса уже получила свою золотую медаль на Всероссийской выставке, но боюсь, что так она и не получит своего постоянного места прописки на площади Калинина Нет у меня взаимопонимания с некоторыми городскими чиновниками, которые постоянно обвиняют меня во вех смертных грехах: мол, Григорян только за деньги работает. Сил уже нет воевать
У творческого человека всегда были и будут проблемы с властью вышестоящей: в истории много тому подтверждений. Кстати, об истории
Возмущают меня эти новомодные тенденции: убирать исторические памятники и переименовывать площади и улицы! с темпераментом восточного человека возмущается Григорян. Ну, поставили на площади Маркса вы памятник Покрышкину, так зачем эту площадь нужно переименовывать? Например, в Москве, на площади Манежной стоит памятник маршалу Жукову, но почему-то Лужкову не приходит в голову переименовывать Манежную в Жуковскую! Это же история, братцы вы мои, история! А она не терпит к себе такого хамского отношения. Мы возмущаемся, что эстонцы памятник нашему русскому солдату свергают, а у себя делаем то же самое! Или вот еще последние и очень нехорошие тенденции в кулуарах уже всерьез говорят о том, что с площади Ленина нужно убирать этот мемориальный комплекс. Мол, он только центр нашего города портит. А мое личное мнение нельзя этого делать! Это, в конце концов, произведение искусства той эпохи, у нас и так уродства в Новосибирске хватает.
И Арам Владимирович с присущим ему энтузиазмом в пух и прах разносит скульптурные композиции Первомайского сквера. Мол, что это за произведение искусства в виде каменного кольца, на котором тинейджеры пишут: «Маша, я хочу тебя!». Хотя Если какие-то недоумки оставляют свои автографы на чем-то, значит, оно того заслуживает?
Сборище каменных глыб вот что это такое! энергично восклицает Григорян. Скульптура это, прежде всего, образ, состояние души художника, его энергетика и ум. Я своим ученикам, хотя они и не скульпторы, а художники, всегда об этом говорю: думайте, творите, пропускайте через себя
Армянская национально-культурная автономия города Новосибирска поздравляет своего земляка с получением высокого звания и выражает уверенность, что первый новосибирский член-корреспондент Российской академии художеств Арам Владимирович Григорян своими произведениями и неустанным творческим поиском еще не раз заставит и горожан, и сибиряков, и всех россиян задуматься о высоком, о миссии человека в этом мире!