Рублики от небогатой публики

...Цена трамвайного билета за последние 30 лет выросла с 5 копеек до трех рублей, или в 60 раз. Эталоном нищеты три десятка лет назад считалась сторублевая зарплата инженера. Умножаем эту мизерную по тем временам сумму на 60 - многие ли новосибирцы сегодня каждый месяц зарабатывают по шесть тысяч?То-то и оно. Не транспорт дорожает - мы нищаем настолько, что дополнительные ежедневные расходы на проезд в несколько лишних рублей, пшик по мировым меркам, превращаются в проблему для семейного бюджета...

 Куда, говорят, конь с копытом, туда и прочая живность со своими конечностями. Вслед за могучим железнодорожным ведомством, круто взвинтившим к концу года цены на билеты для народа, в тарифное наступление двинулись автомобилисты, метрополитеновцы и труженики электрического транспорта.

Разумеется, не остался в стороне и сугубо независимый частный транспорт, хотя и по старым тарифам он работал вполне рентабельно. Дело в том, что обычной в понимании этого слова конкуренцией - когда одни поднимают цены, а их соперники остаются на прежнем уровне, автоматически переманивая тем самым пассажиров, - в России не пахло и не пахнет. Во-первых, у нас привыкли зарабатывать копейку не за счет привлечения новых пассажиров, а за счет тарифного обдирания уже имеющихся. А во-вторых, наш «частник» зависим от государственных структур со всеми железными потрохами своего автобуса, хотя бы за счет системы лицензий и техосмотров. Займись он демпингом на маршрутах, иначе говоря, сохрани «независимый» перевозчик старые тарифы при новых муниципальных, его в ответ могут прищучить так, что небо с автобусный билетик покажется.

Тем не менее утром 1 декабря на многих пазиковых коммерческих маршрутах «двойного» обслуживания можно было наблюдать забавную картинку: муниципальные автобусы возили народ уже по «пятачку», а не успевшие перестроиться «частники» брали с горожан привычные 4 рубля. Но уже к вечеру тарифы сравнялись - бумажки с платой за проезд меняли прямо по ходу рейса. Что тут скажешь, кроме народно- транспортной поговорки: пазик пазику карбюратор не выклюет.

Аргумент транспортников известен и постоянен, как снег новосибирской зимой - все дорожает. Нет необходимости напоминать, что по цифрам на бензоколонках мы практически догнали США, а по стоимости запчастей Европу. Достаточно пройтись хоть по автомобильным, хоть по продуктовым магазинам и сравнить нынешние ценники хотя бы с сентябрьскими, чтобы оценить, куда мы катимся со своим транспортом, и не только с ним.

Поют нам, правда, из Москвы сладкие песни о главном: дескать, и мировые цены на нефть сегодня выше крыши, и инфляция ниже ожиданий, и бюджет бездефицитный, и даже рост промышленного производства кто-то где-то с похмелья видел - естественно, в сравнении с нынешним нулевым производством, а не с тем, советским, десятилетней давности. Вся беда в том, что так оно или нет - на уровень жизни рядового россиянина все эти заклинания влияют не больше, чем, к примеру, выбор между Бушем и Гором. В стране, где, по официальным данным, больше половины доходов бюджета идет на выплату царских, советских и постсоветских долгов, просто не может быть иначе.

«Рубль - не деньги, рубль - бумажка,» - пел в свое время классик. Сегодня - даже и не бумажка, а мелкая монетка, примерно три с половиной американских цента. Давайте прикинем: цена трамвайного билета за последние 30 лет выросла с 5 копеек до трех рублей, или в 60 раз. Эталоном нищеты три десятка лет назад считалась сторублевая зарплата инженера. Умножаем эту мизерную по тем временам сумму на 60 - многие ли новосибирцы сегодня каждый месяц зарабатывают по шесть тысяч?

То-то и оно. Не транспорт дорожает - мы нищаем настолько, что дополнительные ежедневные расходы на проезд в несколько лишних рублей, пшик по мировым меркам, превращаются в проблему для семейного бюджета. Российская пресса не любит говорить на эту тему, и цифры для сравнения появляются еще реже, чем в советские времена, но все же... Недавно промелькнули данные по осколочку советской державы - ныне независимой Эстонии. Средний уровень доходов там сегодня 275 долларов в месяц (примерно 7700 рублей), и никто из угнетаемых эстонцами русских в Россию абсолютно не рвется. Имей мы на Руси такой уровень зарплаты, как в бывшей братской союзной республике, отдавать ли два с полтиной или три рубля за проезд в троллейбусе нам было бы, как изящно выражается молодежь, по большому барабану.

И другой момент, не менее деликатный - льготы. Ни один чиновник в мэрии, будучи в здравом уме, на их отмену не пойдет. Вопрос о том, чтобы вместо них выплачивать соответствующую муниципальную «транспортную» надбавку к пенсии или зарплате, давно похоронен и спит вечным сном. И я не призываю, упаси мэр и его заместители, ничего отменять, просто приведу одну цифру. По оценкам наших транспортных экономистов, если бы сегодня каждый пассажир оплачивал свой проезд, то стоимость билета в автобусе, троллейбусе и трамвае размером всего в полтора рубля оказалась бы вполне достаточной, да и в метро двух рублей за жетон хватило бы. А пока мы платим за себя и за того земляка - будем иметь то, что имеем.

Прогнозы на следующий год? Оптимисты считают, что к концу 2001-го проезд на новосибирском некоммерческом транспорте будет стоить пять рублей, пессимисты - что десять. Рискну дать долговременный прогноз от себя лично в том духе, в котором воспитывали наше поколение. Готов торжественно провозгласить, что нынешнее поколение российских людей когда-нибудь будет расплачиваться за проезд в трамвае вводимой с нового года тысячерублевой купюрой.

При этом я ничем не рискую, ибо иное развитие событий возможно, только если в России, как и во всем мире, государственными приоритетами станут образование, наука и современные технологии. Но на это в ближайшие годы нет никаких шансов...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать