Новосибирск 14.1 °C

Россияне превращаются в нацию ... психов?

15.12.2000 00:00:00

 Положение детей в России, их психическое и физическое здоровье, их правозащищенность продолжают ухудшаться. За 1995-1999 годы детское население России сократилось на 3 миллиона 625 тысяч человек. Нормальное течение беременности и родов наблюдается лишь у 20 процентов рожениц. Каждый пятый ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения. Более одного миллиона детей являются инвалидами. За время школьного обучения число физически здоровых детей сокращается в пять раз. Лишь 14 процентов выпускников средней школы могут считаться здоровыми. Около 2,5 миллиона детей школьного возраста нигде не учатся (на них падает 40 процентов «несовершеннолетней» преступности), более 2 миллионов детей и подростков бродяжничают, число детей-сирот превысило 650 тысяч, 40 процентов детей подвергаются насилию в семьях, в школах 16 процентов учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22 процента - психологическое. За последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100 процентов. Ежегодно кончают с собой 2,5-3 тысячи детей. Уже в возрасте до 3-х лет 10 процентов малышей имеют явную психическую патологию. Но только 10 процентов всех нуждающихся получают психиатрическую помощь в государственной системе охраны психического здоровья!

Такие данные привел президент Всероссийской ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный на проходившей в Новосибирске научно-практической конференции «Обретенное детство: защита, поддержка, помощь и исцеление». Речь шла о состоянии детской психиатрии в России вообще и в Новосибирске в частности. Собравшиеся в столице Сибири профессионалы в области «врачевания детских душ» попытались на основе обмена опытом разработать новые стратегии медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам.

Чтобы победить врага, его надо знать в лицо

 Проблем, как выяснилось, в области детской психиатрии множество. Первая и самая главная, по утверждению Анатолия Северного, - отсутствие детской психиатрической службы как таковой. Дети до трех лет в принципе не могут получать психиатрическую помощь, так как специалистов, работающих со столь юными пациентами, просто нет. Также нет и детской наркологической службы. В лучшем случае наркологические клиники и кабинеты рассчитаны на работу с подростками. При этом возраст риска, когда начинают пробовать наркотики, - 7-9 лет. Попытки суицидов, требующие немедленного квалифицированного вмешательства психиатров, все чаще случаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Специалисты Института физиологии Сибирского отделения РАМН так же, как кандидат медицинских наук Анатолий Северный, ставят проблему компетентности российских педагогов, родителей и медиков в отношении психического здоровья детей. Крайняя форма душевного неблагополучия ребенка - это агрессия в отношении окружающих (учителей, родителей, сверстников) или самого себя (самоубийство). Американская медицинская ассоциация рекомендует относиться к подростковой агрессивности как к серьезной медицинской проблеме, требующей всестороннего изучения. Чаще психиатры сталкиваются с экстернализирующим поведением или поведением по типу «активность вовне» - это напоминает айсберг, подводную часть которого составляют различные фобии, навязчивые, тревожные и депрессивные состояния. Из ста процентов случаев установленного клинического диагноза родители распознали проблему в 45,2 процента случаев, решение обратиться за помощью приняли лишь 40 процентов, а получили реальную помощь только 19.

Между тем, согласно данным НИИ физиологии СО РАМН, не менее 5 процентов школьников (или минимум один в каждом классе) страдают гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Это так называемые лентяи и бездельники, которые без конца вертятся, отвлекают разговорами соседей по парте, пускают самолетики в классе или глядят в окно, пропуская мимо ушей объяснения учителя. На самом деле это не банальная лень, как убеждены многие, а серьезное психическое заболевание.

Угроза обществу исходит от таблеток

 Руководитель Новосибирской ассоциации детских психиатров и психологов Андрей Баянов ставит вопрос об этических и правовых аспектах использования психотропных средств при лечении детей.

Большинство психотропных средств обладают угнетающим действием на личностную, эмоциональную и волевую сферы психической деятельности. Поэтому их бесконтрольное использование в закрытых психиатрических учреждениях стран с нестабильными демократическими традициями может быть своеобразным инструментом, регулирующим гражданскую активность.

Эта проблема становится более актуальной, когда проецируется на защиту душевного здоровья детей. Очевидно, что любое бесконтрольное психофармакологическое вмешательство в процесс личностного роста может значительно изменить профиль социальной активности нового поколения и стать серьезным препятствием на пути к демократии.

«К сожалению, в России проблема профессиональных злоупотреблений и некомпетентности при лечении психотропными средствами у детей является злободневной, - говорит Андрей Баянов. - Нейролептики, транквилизаторы, снотворные и антидепрессанты необоснованно широко назначаются и бесконтрольно используются в интернатах для психохроников, психиатрических клиниках и детдомах. По результатам нашего независимого исследования, не менее 40 процентов детей с поведенческими расстройствами получают неоправданно высокие дозы психоактивных средств в психиатрических клиниках и психоневрологических интернатах Новосибирска».

Президент Новосибирской ассоциации детских психиатров уверен, что детальное изучение проблемы рационального использования психотропных средств у детей с точки зрения медицинской этики необходимо наряду с созданием комитетов по этике и использованию психотропных средств в России. В настоящий момент нет таких комитетов в российской системе здравоохранения как на федеральном, так и на местном уровнях. Нет еще и квалифицированных специалистов в этой области знаний, поскольку первый симпозиум по этике в психиатрии был проведен только в 2000 году.

Индивидуальное обучение - щадящий режим
или сознательная ломка личности?

 Еще один не совсем положительный нюанс современной российской детской психиатрии и педагогики подметила детский психолог Новосибирского городского психоневрологического диспансера Елена Медова. Это индивидуальное обучение. С начала 90-х годов количество неуспевающих в учебе школьников неуклонно растет и сейчас составляет от 15 до 30 процентов среди всех учащихся.

На практике, говорит Елена Медова, большое количество таких школьников можно отнести к категории не больных, а педагогически запущенных. Этими детьми никто не занимается. Более того, часто дети, переведенные из обычных условий на индивидуальное обучение, дезадаптируются еще больше, так как становятся изгоями и посмешищем класса и даже школы. А так называемая индивидуализация обучения сводится к тому, что ученики подвергаются давлению со стороны педагогов, родителей вынуждают, даже шантажируют необходимостью вывода ребенка на индивидуальное обучение. За последние пять лет можно отметить значительный рост количества выданных справок на индивидуальное обучение. В 1995-м - 102, в 1999-м - 321, а за 9 месяцев 2000 года - 289. Можно сказать, что каждый второй ребенок, обращающийся к психиатру, направляется на индивидуальное обучение.

По мнению Елены Медовой, у данной формы обучения есть существенные недостатки. Во-первых, учеба значительно сокращается по времени: количество преподаваемых предметов сведено к минимуму, а общеразвивающие не преподаются вообще. При этом многим учащимся приходится сдавать экзамены при явно недостаточном объеме знаний. Во-вторых, при индивидуальной форме обучения ребенок выпадает из организованного коллектива сверстников. У этих ребят происходит задержка эмоционального развития вследствие относительной изоляции от сверстников. Очень часто вывод на индивидуальное обучение является способом избавиться от неугодных учеников. В-третьих, нередко дети и подростки, находящиеся на индивидуальном обучении, оказываются безнадзорными, попадают в дурные компании.

Лишь 36 процентов школьников, обучающихся индивидуально, получили от этой формы обучения реальную пользу. В 25 процентах случаев проблемы дезадаптации усугубились, так как «изгнанные» за сложности в поведении из школы дети нашли нишу в обществе себе подобных.

Надо менять систему защиты детства

 Вывод из всего вышесказанного детские психологи и психиатры сделали такой: надо в корне менять всю систему защиты детства. Нужна государственная система, предусматривающая психолого-педагогическую помощь детям и подросткам всех возрастов, учитывающая и контролирующая все этические и социальные аспекты современной психиатрии.

И еще один вывод сделал кандидат медицинских наук Анатолий Северный: чтобы снизить количество детских самоубийств и остановить рост наркомании (за 10 лет - в 13 раз, сейчас 10-15 подростков из каждой тысячи страдают устойчивой наркозависимостью), нужно изменить отношение молодежи к жизни. В США, например, проблема наркомании с недавних пор потеряла актуальность. Произошло это благодаря тому, что на протяжении десятков лет американцы вкладывали огромное количество сил и средств в формирование общественного сознания подростков.

Если в 70-е годы идеалом американских юношей был грязный заросший хиппи, исповедующий «идеалы» свободной любви, курящий марихуану и хронически бездельничающий, то теперь примером для подражания служит преуспевающий бизнесмен в строгом костюме и белой рубашке, который не только не употребляет наркотики, но даже не курит.

«Для того чтобы кардинально перестроить общественное сознание, необходимы, кроме многих лет и сил, две вещи: позитивная альтернатива и максимально доступная психиатрическая и психологическая помощь», - заключил Анатолий Северный.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: