Новосибирск 9.7 °C

Устав города Новосибирска от 13.11.2000 Главы 1-4

13.11.2000 00:00:00

Главы 1-4.

Принят на 17 сессии Новосибирского городского Собрания депутатов (решение от 05.10.95 N 74).
Опубликован 16.10.95 в газете «Вечерний Новосибирск».
Зарегистрирован 15.04.98 N 001 в Управлении юстиции НСО.
Внесены изменения решением городского Совета от 17.11.99 N 282.
Опубликованы изменения 08.12.99 в газете «Вечерний Новосибирск».
Зарегистрированы изменения 09.02.2000 N 001 в управлении юстиции НСО.
Внесены изменения решением городского Совета от 25.10.2000 N 367.
Зарегистрированы изменения 04.11.2000 N 001 в Управлении Министерства юстиции РФ по Новосибирской области.
Опубликован с изменениями и дополнениями в газете «Вечерний Новосибирск» 11.11.2000.

 Мы, полномочные представители населения города Новосибирска - депутаты городского Собрания, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, осознавая ответственность за наилучшее устройство жизни горожан, заботясь о сохранении и самобытном развитии города, принимаем настоящий Устав в качестве правовой основы организации местного самоуправления в городе Новосибирске, регулирования его экономической и финансовой жизнедеятельности.

ГЛАВА 1.
Город и его территория

 Статья 1. Устав города Новосибирска

1. Устав города Новосибирска является нормативным правовым актом, регулирующим основные вопросы организации и деятельности городского самоуправления.

2. Устав регистрируется в порядке, установленном законом Новосибирской области.

Статья 2. Образование города и его статус

1. 10 января 1904 года (28 декабря 1903 года) поселению Ново-Николаевск присвоен статус безуездного города того же наименования.

12 февраля 1926 года город Ново-Николаевск переименован в город Новосибирск.

2. Новосибирск является административным центром Новосибирской области.

Статья 3. Символы города. День города

1. Новосибирск имеет свои герб и флаг - официальные символы, выражающие самобытность и традиции города.

2. Положения о гербе и флаге Новосибирска утверждаются городским Советом.

3. Днем города является последнее воскресенье июня.

Статья 4. Знаки Почета города

За большой вклад в экономическое, социальное и культурное развитие города жителям может присваиваться звание «Почетный житель города», они могут награждаться Почетной грамотой Новосибирска. Порядок присвоения и награждения знаками Почета города определяется положениями о них, утвержденными городским Советом.

Статья 5. Территория города. Городская черта

1. Городское самоуправление осуществляется в пределах административной границы (городской черты), определяющей территорию Новосибирска.

Границы территории города устанавливаются в соответствии с Федеральными законами и законами Новосибирской области с учетом исторических и иных местных традиций.

2. Городская черта Новосибирска установлена в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 20 сентября 1930 года и постановлением Президиума Новосибирского облисполкома от 4 марта 1938 года N 257.

Городская черта изменена в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1958 года «Об образовании Советского района города Новосибирска», Законами Новосибирской области от 08.12.97 N 86-ОЗ, от 19.12.97 N 93-ОЗ «Об изменении черты (границы) города Новосибирска».

3. Изменение границ территории города не допускается без согласия городского Совета.

Статья 6. Земли города

1. Правовой режим земель в пределах городской черты определяется действующим законодательством.

2. Территорию города составляют земли:

1) жилой зоны;

2) общественно-деловой зоны;

3) производственной зоны;

4) инженерной и транспортной инфраструктур;

5) рекреационных зон;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов и иных зон режимных территорий.

3. Все земли в пределах городской черты используются по их предназначению и в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Муниципалитет распоряжается землями, находящимися в муниципальной собственности, предоставляет и изымает земельные участки, контролирует использование земель на территории города, а также осуществляет иные полномочия по регулированию земельных отношений, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 7. Административно-территориальное деление города

1. Территория города состоит из 10 административных районов: Дзержинский, Железнодорожный, Заельцовский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Советский и Центральный, границы которых определяются с учетом экономико-географических и демографических особенностей территории и исторических традиций города.

2. Решение об установлении и изменении границ, наименований районов города принимается городским Советом по представлению мэра города.

3. В городе, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения. Границы территориального общественного самоуправления по предложению администраций районов утверждаются городским Советом.

Статья 8. Пригородная зона

1. Прилегающая к городской черте территория является пригородной зоной города.

2. Границы пригородной зоны и ее правовой статус определяются органами государственной власти Новосибирской области.

Статья 9. Население города Новосибирска

Население города Новосибирска составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие в городе.

ГЛАВА 2.
Понятия, принципы и система городского самоуправления

 Статья 10. Самоуправление города Новосибирска

Местное самоуправление в г.Новосибирске - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города по решению, непосредственно или через муниципалитет, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Статья 11. Город Новосибирск - муниципальное образование

Город Новосибирск является муниципальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. В городе Новосибирске имеются органы городского самоуправления - муниципалитет, муниципальная собственность, бюджет города.

Статья 12. Система городского самоуправления

1. От имени населения города представительные, распорядительные, исполнительные, контрольные и иные функции в пределах установленной компетенции осуществляет муниципалитет, наделенный правами юридического лица.

2. В состав муниципалитета входят:

1) глава городского самоуправления - мэр города;

2) городской Совет;

3) мэрия.

Статья 13. Правовая основа и принципы городского самоуправления

1. Правовую основу городского самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской федерации, Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, настоящий Устав.

2. Городское самоуправление осуществляется на основе принципов:

1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

2) государственной гарантии городского самоуправления;

3) законности;

4) гласности;

5) самостоятельности городского самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономической и финансовой;

6) выборности органов и должностных лиц городского самоуправления;

7) организационной обособленности муниципалитета в системе управления и взаимодействия с органами государственной власти по осуществлению общих задач и функций;

8) ответственности органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города за решение задач социально-экономического развития города;

9) признания за населением города полномочий по решению вопросов местного значения;

10) соответствия полномочий муниципалитета материальным и финансовым ресурсам;

11) самостоятельного определения структуры муниципалитета.

Статья 14. Право граждан Российской Федерации на осуществление городского самоуправления

1. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на городское самоуправление в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы городского самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление городского самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Граждане Российской Федерации имеют право:

1) избирать и быть избранными в органы городского самоуправления;

2) на равный доступ к муниципальной службе;

3) обращаться в органы городского самоуправления и к должностным лицам городского самоуправления.

Статья 15. Вопросы городского (местного) значения, относящиеся к предмету ведения городского самоуправления

1. К вопросам городского (местного) значения относятся:

1) принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие города;

5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территории города;

10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории города;

12) регулирование использования водных объектов городского значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений городского значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог городского значения;

16) благоустройство и озеленение города;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация городского транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в городе;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации города;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в городе;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории города;

30) обеспечение противопожарной безопасности в городе, организация муниципальной пожарной службы.

2. Муниципалитет вправе рассматривать иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Новосибирской области.

ГЛАВА 3.
Формы прямого волеизъявления граждан.
Общественное местное самоуправление

 Статья 16. Городской референдум

1. По вопросам местного значения может проводиться городской референдум.

Вопросы, выносимые на городской референдум:

- не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;

- не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Новосибирской области;

- должны быть сформулированы так, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, и чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ.

2. На городской референдум не могут быть вынесены вопросы:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов городского самоуправления, главы городского самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов городского самоуправления, главы городского самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2) о формировании состава органов городского самоуправления, персональном составе органов городского самоуправления;

3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

4) о принятии или об изменении бюджета города, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципалитета;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения города;

6) вопросы, не находящиеся в ведении городского самоуправления.

3. Решение о проведении городского референдума принимается городским Советом. Порядок назначения, проведения, принятия и изменения решений городского референдума регламентируется действующим законодательством.

Статья 17. Муниципальные выборы

1. Выборы главы городского самоуправления - мэра города, депутатов городского Совета осуществляются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с действующим законодательством.

2. Порядок проведения выборов определяется законами Новосибирской области. В случае, если законодательным органом Новосибирской области не приняты законы, устанавливающие порядок проведения муниципальных выборов, то выборы проводятся в порядке, устанавливаемом временными положениями, утвержденными городским Советом.

Подготовку и проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. Городская избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с положением, утвержденным городским Советом. Срок полномочий городской избирательной комиссии 4 года.

3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Новосибирской области гарантируют проведение муниципальных выборов.

Статья 18. Правотворческая инициатива населения города

Население города имеет право на проявление правотворческой инициативы по вопросам местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы городского самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Порядок реализации правотворческой инициативы населения города определяется положением, утвержденным городским Советом.

Статья 19. Обращения граждан в органы городского самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам городского самоуправления.

2. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан органами городского самоуправления и должностными лицами городского самоуправления определяется действующим законодательством.

Статья 20. Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Опросы общественного мнения

1. Население города имеет право в установленном законодательством порядке проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

2. При подготовке важных решений, затрагивающих интересы значительной части населения города, муниципалитет может проводить опросы общественного мнения.

Статья 21. Территориальное общественное самоуправление населения

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города (микрорайонах, кварталах, улицах, дворах и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Порядок создания органов территориального общественного самоуправления, срок полномочий и структура определяются положением о территориальном общественном самоуправлении, утвержденным городским Советом, в соответствии с законом Новосибирской области.

ГЛАВА 4.
Глава городского самоуправления - мэр города

 Статья 22. Правовой статус мэра города

1. Глава городского самоуправления - мэр Новосибирска (далее мэр) - является высшим должностным лицом города, наделенным населением города полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных и контрольных функций городского самоуправления.

2. Мэр как глава городского самоуправления представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление городскими делами, обеспечивает выполнение решений городского Совета.

3. Мэр избирается на четыре года населением города - гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

4. Мэром может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе двадцати одного года, обладающий избирательным правом.

5. Порядок выборов мэра определяется законом Новосибирской области.

Статья 23. Полномочия мэра

Осуществляя функции городского самоуправления, мэр:

1) выступает официальным представителем населения города в Российской Федерации и за рубежом;

2) осуществляет общее руководство органами и структурными подразделениями мэрии, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;

3) определяет структуру и штаты мэрии;

4) назначает на должность руководителей структурных подразделений мэрии;

5) назначает дату выборов в городской Совет в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;

6) входит в состав городского Совета;

7) председательствует на сессиях городского Совета;

8) подписывает решения городского Совета;

9) руководит гражданской обороной города;

10) осуществляет общее руководство муниципальными органами охраны общественного порядка;

11) вносит по представлению начальника соответствующего органа внутренних дел для согласования в городской Совет кандидатуру начальника управления внутренних дел города Новосибирска, начальника милиции общественной безопасности;

12) распоряжается средствами бюджета города, внебюджетными и валютными фондами;

13) заключает договоры;

14) издает правовые акты;

15) осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции, установленной законодательством и нормативными правовыми актами городского Совета.

Статья 24. Вступление в должность мэра

При вступлении в должность мэр приносит жителям Новосибирска перед городским Советом следующую присягу: «Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность мэра Новосибирска, торжественно обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленную мне власть, честно и добросовестно исполнять свои обязанности, прилагая все свои способности на пользу жителей города».

Мэр приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги.

Присяга приносится на заседании городского Совета, проводимом не позднее 30 дней после официального опубликования итогов выборов мэра.

Статья 25. Прекращение полномочий мэра

1. Исполнение полномочий мэра прекращается с момента принесения присяги вновь избранным мэром.

2. Досрочное прекращение полномочий мэра происходит в случаях:

1) признания незаконными выборов мэра;

2) добровольной отставки;

3) утраты доверия населения;

4) вступления в силу обвинительного приговора суда;

5) утраты гражданства Российской Федерации;

6) выезда на постоянное место жительства за пределы города;

7) стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья;

8) признания в судебном порядке недееспособным или ограниченным в дееспособности.

3. В случае досрочного прекращения полномочий мэра его обязанности, до вступления в должность вновь избранного мэра, осуществляет первый заместитель мэра.

4. Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5. В течение 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий мэра городской Совет принимает решение о назначении выборов нового мэра.

Статья 26. Правовые акты мэра

1. Мэр в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Новосибирска государственными, муниципальными органами, организациями, независимо от организационно-правовой формы, должностными лицами и населением.

2. Нормативные правовые акты мэра, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.

3. Правовые акты мэра могут быть отменены мэром, опротестованы в порядке прокурорского надзора или обжалованы в судебном порядке.

ГЛАВЫ 5-8
Главы 9-11

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: