Романс - это маленький спектакль
В большой концертной программе Александра Орлова «Мой романс» - старинные русские романсы, цыганские песни и романсы собственного сочинения - все, что особенно близко, понятно и созвучно его душе. Настоящее может получиться, считает музыкант, только если «это забирает тебя всего целиком».
Александр Орлов шел к романсу всю жизнь |
При кажущейся простоте и наивности романс - жанр достаточно сложный. Он требует особой глубины чувств, эмоциональной раскованности и определенного духовного и жизненного багажа. Только тогда рассказанная тобой музыкальная любовная история, пережитая здесь и сейчас, может зазвучать по-настоящему страстно, проникновенно и по-философски глубоко. К романсу, говорит Александр Орлов, он «шел всю жизнь».
***
Профессионально заниматься музыкой начал поздно. В детстве вообще мечтал быть драматическим актером и «не вылазил из драмкружка». Впрочем, смеется музыкант, творческая энергия тогда била через край - с удовольствием играл на сцене, рисовал (именно из любви к рисованию поступил в «Сибстрин», на архитектурный), музицировал, имея хорошие вокальные данные и неплохо владея гитарой...
А потом, как говорится, в судьбу вмешался его величество случай. Неизвестно, как бы сложилась жизнь, если бы судьба не свела с гитаристом Юрием Кабанихиным. Он-то и посоветовал податься в Москву, попытать счастья в музыкальном училище при Московской консерватории. Орлов был прослушан и, к своему полному восторгу, принят. А по окончании Новосибирской консерватории (он, кстати, первый ее выпускник по классу гитары) стал активно выступать в концертах. Выступал и как солист, и как аккомпаниатор. Гитара - инструмент народом особенно любимый, какие-то потаенные струны души глубоко задевающий, и поэтому без работы инструменталист-солист Александр Орлов никогда не оставался...
Театральные режиссеры тоже очень любили и любят использовать гитару в своих спектаклях. Музыкант хорошо помнит дебют в ТЮЗе («Глобус»). Случай вышел курьезный. Надо было поиграть за сценой, он готовился, волновался, не спал, а когда пришел в театр, то обнаружил, что спектакль уже был вчера, он перепутал день.
Живой музыке тогда в театрах придавалось столь большое значение, что в «Красном факеле» даже существовал свой маленький оркестр, в котором играл и Орлов... А в «Талантах и поклонниках» Алексея Серова (это уже более поздняя история) «цыганщина» вообще задавала тон всему действию... Непредставим без гитары Орлова и его романсов и тонкий, лирический моноспектакль Натальи Деминой «Пятое время года», который сейчас идет на малой сцене «Красного факела»... Одним словом, свою страсть к театру музыкант, хотя бы отчасти, но удовлетворил.
А кроме того, его манера исполнения романса очень близка к актерской, которая строится не столько на голосовых данных, сколько на эмоции и игре. Романс проживается им на сцене как маленький спектакль со своим сюжетом, тональностью и экспрессией.
- Такая исполнительская манера мне наиболее близка, - говорит музыкант, - она делает романс более доступным для зрителя, более выразительным и эмоциональным.
«Хризантемы», «Утро туманное», «Глаза зеленые» - это в его программе тоже есть - романс старинный, цыганский, городской. Сочинения самые разноплановые и во времени далеко разведенные. Его концерт - это всегда задушевный разговор со зрителем о простом и вечном, о тонких материях, признание в чувствах непреходящих, чем всегда была жива человеческая душа. «Первая встреча, последняя встреча...» - это о главном, это навсегда. И не важно, какой за окном день или век...