Новосибирск 2.6 °C

В cибирской литературе были свои эмигранты, свои диссиденты, свои репрессированные и свои шоумены...

02.11.2001 00:00:00

 Новосибирская писательская организация Союза писателей России отметила 75-летие. Празднование было на редкость пышным и при участии первых лиц города. Широким кругом писательский «бенефис» отмечался в оперном, потом переместился в Дом актера, далее узким кругом - в помещение писательского союза. Не претендуя на всеохватность темы и полный список писательских имен, мы решили перелистать лишь некоторые, как нам представляется, занимательные страницы писательской жизни.

Самый частый

 «писательский» вопрос, который задавался литераторам в первые перестроечные годы брутальными журналистами: «На кой вообще нужен писательский союз?» Писательство, дескать, дело келейное и индивидуальное, раньше вас собирали до кучи, чтобы было легче контролировать, хорошо кормили, как «идеологический десант», и под присмотром вы послушно творили свой «социалистический реализм»... Сразу оговоримся, что нас среди тех брутальных журналистов «не стояло», и все же свое «зачем?» к новосибирским писателям мы время от времени обращали. Ответы были весьма единодушны. В «концентрированной» форме писательское мнение на этот счет высказал Геннадий Прашкевич:

- Людям пишущим приходится находиться в средах абсолютно нелитературных, а профессиональное общение жизненно необходимо. Пишущий человек должен встречаться с такими же, как он, пишущими людьми. То есть нужен обязательный писательский круг - литературная среда. Поиск такой среды приводит к старой известной форме - к Союзу писателей, на который вылито столько дерьма... Идет генерация людей, которые не реализовались в свое время, и потому им хочется это дело пощипать, чтобы перья выше летели. Союз писателей был создан вовсе не для того, «чтобы НКВД за этими ребятами наблюдало», чтобы они в одной клетке сидели и друг на друга доносы писали. Надо быть полным идиотом, чтобы выносить эту концепцию на всеобщее обсуждение. Почти официально считается, что СП создавался, чтобы держать писателей под контролем и чтобы они друг на друга влияли. Возможно, но ведь и для общения тоже. Возьмем первый список СП и посмотрим, какие в нем были имена! Десятки и десятки великолепнейших имен. Конечно, за ними наблюдало НКВД, так же, как за нами наблюдало КГБ, теперь, я думаю, ФСБ, хотя и несколько притомилось, но одним глазом моргает в сторону «этих болтунов и пьяниц», какими всегда считались писатели. Так вот, я считаю, что СП был создан усилиями самих писателей, которые хорошо понимали, что рост человека творческого вне своей среды невозможен...

Самый скандальный

 из сибирских литераторов - Антон Сорокин. О его жизни сочинено едва ли не больше анекдотов, чем позже о товарище Чапаеве. Как литератор он, возможно, и не был самым-самым, но как шоумен от литературы, определенно, состоялся и мог бы сегодня составить достойную конкуренцию шоумену от политики г-ну Жириновскому. Сорокин сам писал о себе восторженные статьи и рецензии и рассылал их по редакциям. Объявил себя «королем шестой державы» и печатал свои деньги. За свою повесть «Хохот желтого дьявола» настоятельно требовал Нобелевскую премию: «Вещь замечательная, - писал он позже в мемуарных зарисовках, - я разослал ее всем императорам и королям. Мне не ответили. Ответил только сиамский король». Горький, курировавший сибирскую литературу, предлагал в первую очередь собрать и издать все написанное и рассказанное об Антоне Сорокине. «А уже потом можно будет издавать и самого Сорокина», - резюмировал «буревестник революции».

В колчаковский период Сорокин устраивал шумные представления, которые называл «33 скандала Колчаку». Литератору все сходило с рук - Верховный правитель на его поэзоконцерты никак не реагировал.

В Гражданскую войну он выпускал скандальную «Газету для курящих». Она печаталась на папиросной бумаге и при дефиците курева на фронтах была обречена на успех. На страницах своего издания он выступал от лица всех сибирских литераторов - «брошенных окурков, обреченных на нищету и голод»...

В послереволюционный период (умер писатель в 1928) бесподобный Антон наконец угомонился. Советский Сорокин мало похож на себя прежнего, бурного и эксцентричного. Из «шута Бенеццо» он превратился в тихого и добропорядочного гражданина и писателя, «скромно и в меру своего дарования участвующего в деле создания новой литературы». «Да, я, Антон Сорокин, продался, - честно признавался он всем, обвинявшим его в альянсе с новой властью. - Продался за большую цену. И эта цена - лучшая жизнь для новой страны».

Самый старый

 «толстый» литературный журнал не только в Сибири, но и в России - «Сибирские огни». Первый номер вышел 22 марта 1922 года. Стаж издания практически не прерывался, хотя сбои бывали.

Первые пять лет журналом руководил Зазубрин. «Зазубринский» период «Огней» был весьма смелым - активно цитировались эмигранты, печаталась скандальная «Ватага» Шишкова (за которую позднее автор был обвинен в «партизанщине»), повести Вячеслава Иванова (позднее объявленного «кулацким писателем»), стихи Ивана Ерошина (позднее обозванные «есенинщиной»)... Печатались здесь и произведения самого Зазубрина. Если говорить о его «Общежитии», то вообще непонятно, как на страницах советского издания, искренне намеревавшегося «следовать ленинскому принципу партийности», мог появится такой «криминал», где в центре сюжета - общежитие совпартслужащих (по сути - низкопробный бордель), жильцы которого заражены сифилисом, который занесла в койки заведующая областным загсом. Ничего себе сюжетик!

Естественно, подобные «штучки» ни журналу, ни Зазубрину долго сходить с рук не могли. В июне 1928-го в дело вмешался Сибкрайком, и редколлегия журнала была полностью сменена. Зазубрин отлучен и от издания, и от работы в писательском союзе. Позднее он будет репрессирован и расстрелян. Повесть «Щепка» о кровавом революционном терроре увидит свет лишь в начале 90-х.

Самый длинный

 из сибирских романов - роман-эпопея «Чураевы» Георгия Гребенщикова задумывался как «сага» о братьях Чураевых 12-томным сочинением, реально написаны - 8 томов. Сам автор называл свой эпохальный труд «романом-хроникой одной старообрядческой семьи». Широкому читательскому кругу, к сожалению, ни автор, ни роман не известны. Гребенщиков - из числа «забытых» по политическим соображениям. В 20-м эмигрировал сначала в Европу, потом в Америку. В дореволюционную пору был из писателей-сибиряков одним из самых популярных, и именно на него возлагались особые надежды. Мэтр русской литературы Куприн, в частности, писал: «Наше поколение может спокойно умереть и может быть спокойным за судьбы русской литературы, ибо вместо нас останутся молодые и талантливые...», среди нескольких имен «молодых и талантливых» шло имя Георгия Гребенщикова. Первая книга «Чураевых» публиковалась в «Сибирских огнях», последние тома эпопеи дописывал в эмиграции - к 1936 году написаны шесть томов, к концу 50-х - 7-й и 8-й. Отдельным изданием «Чураевы» впервые вышли в Иркутске в 82-м.

Самый щекотливый

 и трудноразрешимый вопрос для нынешнего сибирского писателя - где издаваться?

Для сравнения: в Москве только официально зарегистрированных издательств порядка двух тысяч (плюс масса эфемерных, которые возникают каждую неделю, издают, продают, зарабатывают и исчезают). У нас реально действующее издательство - одно. Издать вас могут и в издательских домах, но это за ваш собственный счет. Издание за собственный счет часто оборачивается долговой ямой. Бизнесменов, как оказалось, среди пишущих мало. Истории о писательских трагедиях - взятых и невозвращенных кредитах, проданных дачах, заложенных квартирах, потерянных семьях, приобретенном алкоголизме и проч. - можно рассказывать бесконечно. И вообще, не писательское это дело пристраивать свои рукописи - занимать-перезанимать, выбивать-пробивать. Дело писателя - писать. В столицах это уже давно поняли и отладили систему литературных агентств. Но это, конечно, не про нас - для писателей, живущих за пределами «Садового кольца», вопрос «где издаваться?» еще долго будет оставаться актуальным.

Самые мирные?

Новосибирские писатели, в отличие от своих московских коллег, на два лагеря никогда не делились - не было ни «Апрелей» ни распада на Союз российских писателей и Союз писателей России. Поэтому, когда рассорившиеся столичные литераторы на очередном писательском съезде вновь «съезжались», - у наших голова не болела.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: