Новосибирск -5.2 °C

Хроника трагедии

05.10.2001 00:00:00

Тель-Авив - Россия

 Мир никогда не скучал по катастрофам. Землетрясения сносили города, и наводнения смывали их с лица земли. Обрушивались набоскребы, заживо погребая под своими обломками тысячи людей, и сталкивались поезда. Шли на дно гигантские морские суда, и взрывались от бомб террористов дома, метро и церкви. Мы все это видели, читали и слышали об этом. Ужасались и сочувствовали пострадавшим, погибшим и их близким. Но это было где-то, когда-то, но не с нами и не сейчас. И вот беда пришла и в наш дом.

В четверг, 4 октября, из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве в 12.00 по московскому времени вылетел в Новосибирск самолет Ту-154 (бортовой номер 85693) авиакомпании "Сибирь", выполнявший регулярный рейс. Через шесть часов полета он должен был приземлиться в аэропорту "Толмачево". А в 13 часов 44 минуты он пропал с экранов радаров. К тому времени самолет уже находился в воздушном пространстве России, и вели его российские -- ростовские -- авиадиспетчеры. На борту лайнера находились 64 пассажира и 12 членов экипажа.

Это произошло в небе над Черным морем в 180 километрах от Адлера. Радары еще зафиксировали вспышку, что дало повод предположить взрыв на борту самолета. В момент катастрофы он летел на высоте 11 тысяч 100 метров со скоростью 850 километров в час. Не вызывало сомнения, что лайнер, чтобы с ним в небе ни случилось, рухнул в море. Позже координаты падения обломков Ту-154 были определены точно: 42,11 градуса северной широты и 37,37 градуса восточной долготы. Глубина море в этом месте составляет 1-2 километра.

В 14 часов 27 минут в точку катастрофы вылетел вертолет МЧС Ми-8, направились буксиры из Туапсе и Новороссийска и одно судно, оказавшееся к тому моменту ближе всех к предполагаемому месту падения. Туда же направился и самолет Ан-12 Минобороны. Позже к ним присоединился самолет Ан-26 Федеральной погранслужбы России и сторожевой пограничный корабль "Гриф". При крейсерской скорости 50 километров в час на месте он должен был оказаться только к вечеру.

Первыми следы катастрофы обнаружили вертолетчики. Они сообщили о маслянистом пятне на поверхности море, обломки самолета и ограниченное количество тел погибших пассажиров. Стало очевидно, что спасать уже некого.

Москва-Сочи

 В 16 часов 04 минуты электронная почти принесла сообщение о том, что президент России Владимир Путин вызвал в Кремль главу ФСБ Николая Патрушева и Министра обороны Сергея Иванова. Они доложили президенту имеющуюся на тот момент информацию о катастрофе и предпринимаемых совместно с МЧС мерах по организации поисково-спасательных работ. Сразу же президент назначил секретаря Совета безопасности Владимира Рушайло председателем комиссии по расследованию причин катастрофы над Черным морем.

С новосибирской стороны в комиссию был включен глава областной администрации Виктор Толоконский. В телефонном разговоре с губернатором Владимир Рушайло попросил его оставаться в Новосибирске, а для непосредственной работы в комиссии в Сочи был командирован первый заместитель главы обладминистрации Виктор Косоуров. Штабом комиссии стал аэропорт Адлер -- место, наиболее удобное для оперативного реагирования на новую информацию от поисково-спасательных команд. Сюда же, предполагалось, будут прилетать родные и близкие погибших, чтобы получать информацию в первую очередь, а также представители израильской стороны.

Новосибирск. Аэропорт "Толмачево"

Фото Сергея ПЕРМИНА

 В Трансфертном зале на втором этаже здания аэропорта "Толмачево" разместился штаб, возглавляемый начальником управления гражданской авиации по Сибирскому округу Владимиром Тасуном. Сюда обращаются родные и знакомые пассажиров тель-авивского рейса. Двери штаба закрыты только для журналистов. Мы мечемся между этими дверями и телевизорами в зале ожидания: и оттуда, и отсюда может быть свежая информация.

По телевизору говорят о решении израильских властей прекратить на время полеты в Новосибирск, а зам. гендиректора авиакомпании "Сибирь" Наталья Филева уверена, что причиной катастрофы не может быть неисправность самолета. "Эта машина лучшая в Сибири", -- говорит она, но с экрана трудно понять - в Сибири или в "Сибири"? Ту-154 эксплуатируется с 1991 года, последний плановый ремонт был проведен в 1999 году. А из штаба никакой информации. Все знают, что губернатор прибыл в штаб примерно через час после информации о катастрофе, а значит, обязательно сделает заявление для прессы.

Он вышел в 21.30 по местному времени. Трудно припомнить, был ли Виктор Толоконский когда-нибудь еще столь же подавлен и взволнован. Возникла пауза. Журналисты ожидали от него заявления, а он, похоже, ждал вопросов. Его можно понять: последние три часа губернатору приходилось общаться с встречающими рейс, то есть с родственниками погибших. Всех - встречающих, журналистов, - интересуют прежде всего списки пассажиров.

- Вы знаете, точных списком нет, и они, я думаю, будут полностью уточнены к концу завтрашнего дня, - медленно говорит Виктор Толоконский. - Понимаете, при регистрации указывается фамилия, и нет ни паспортных данных, ни каких других. В таких условиях при распространенных фамилиях невозможно сделать список официальным. По встречающим (по информации, полученной от встречающих - С.П.) - есть новосибирцы, есть красноярцы, есть из Искитима и Казахстана. Иногородним оказывается всяческая поддержка. Кому требуется, тому предоставляется за счет авиакомпании "Сибирь" гостиница. Кому нужен транспорт, того компания им обеспечивает. Приехавшим из Казахстана потребовалось поменять их деньги на рубли. Аэропорт поменял, а завтра я перечислю аэропорту эту сумму.

Последняя новость из уст губернатора: Ту-154 наблюдали с самолетов украинской и армянской авиакомпаний. Ан-24 из Армении шел параллельным курсом на высоте 6 тысяч 300 метров, и пилот видел, как произошел взрыв. Абсолютно все данные аккумулируются в правительственной комиссиеи, чтобы по этой информации можно было воссоздать максимально полную картину случившегося.

- Я понимаю, что важно довести до людей самую свежую информацию, но, поверьте, другой информации пока нет, -- сказал в заключение губернатор. -- С точно такой же информацией я обращался к родственникам пассажиров самолета, которые приехали в аэропорт. Я выражаю соболезнование всем близким, друзьям, родным тех, кто потерпел катастрофу.

Аэропорт "Толмачево". Штаб

Главное для штаба - встретить и помочь родственникам погибших, - считает Владимир Тасун. Фото Сергея ПЕРМИНА

 В 23.50 из штаба вышел Владимир Тасун. Из журналистов к этому времени остались только мы и наши коллеги из двух телекомпаний.

- Предварительные списки есть, но они еще уточняются, чтобы не довести до родственников неверную информацию, -- сообщил он. -- Окончательная информация поступит только после обработки в правительственной комиссии. В чем мы твердо уверены, так это в том, что самолет был исправен, полет проходил нормально при благоприятных метеоусловиях. Среди 64 пассажиров были два ребенка. 51 пассажир -- граждане Израиля, 15 -- россияне.

- Кажется ли вам правдоподобной версия о теракте?

- Действительно, проходит информация, что в районе Крыма проводились учения. Но эта информация требует подтверждения. Но отрабатывать версии -- это прерогатива правительственной комиссии. Перед нами стоят другие задачи: мы встречаемся с теми, кто пришел к этому рейсу, таких было 22 человека. Решаем вопросы по страховке, по доставке к месту катастрофы. Одна семья -- три человека -- завтра утром улетает за счет авиакомпании "Сибирь" в Сочи. Позже будем заниматься доставкой сюда обнаруженных тел погибших.

По трем «горячим телефонам» звонят беспристанно.
 С разрешения Владимира Тасуна нам показали как размещается и работает штаб. В первые часы после известия о катастрофе здесь было шумно и многолюдно: представители администрации и правоохранительных органов, работники авиакомпании и аэропорта, родственники пассажиров и врачи скорой медицинской помощи. Сейчас тише, но ежеминутно -- без преувеличения! - раздаются звонки по трем телефонам. За аппаратами -- работницы справочной службы аэропорта, откомандированные в штаб.

- Звонят, как правило, с одним: есть ли списки пассажиров. Звонят из Новосибирска, из очень многих городов, в том числе из Тель-Авива. Оттуда звонят те, кто уже точно знает, что их близкие или знакомые улетели этим рейсом. Просят помочь добраться до Сочи.

- И как?

- Авиакомпания в таких случаях берет расходы на себя.

Опять звонок.

- Оставьте, пожалуйста, номер телефона, по которому с вами можно связаться, -- выслушав звонившего говорит одна из девушек. - Это родственники летчика, - пояснила она нам.

 В это время в штаб вошел раввин города Новосибирска Ицхак Березин.

-- Приехал, как только узнал о случившемся. Хотел пообщаться с людьми, утешить их. В следующий четверг обязательно проведем поминальную молитву. Будем стараться помогать родственникам погибшим, чем сможем.

-- А вы поддерживаете версию теракта?

-- Если это и был теракт, то его истоки идут не из израильского аэропорта. Там проводится тщательная проверка на наличие оружия и взрывоопасных веществ и материалов.

Николай Антонов, руководитель представительства авиакомпании "Сибирь" в Толмачево, в штабе находится с момента его образования.

-- Списки ни от кого не скрываются, поверьте, -- опережает он наш вопрос. -- Да, они уже есть, но, поймите, нам их передала израильская сторона, мы их переводим, что-то можем напутать в транскрипции сначала. А еще надо определить место жительство, чтобы точно быть уверенным, что это именно тот человек. Работа очень трудоемкая.

В комнате не выключается телевизор.

-- Ужасный сюжет сделали "Вести" и комментарий к нему, - заметил Антонов. - А на НТВ максимально верно.

Аэропорт "Толмачево". Вне штаба

 Ко времени несостоявшегося прибытия самолета рейсом из Тел-Авива у аэропорта стояли три кареты скорой помощи. Ближе к ночи осталась одна. Напряжение спало. Врач Кировской подстанции скорой помощи Олег Коновалов в этот час уже свободен. А поначалу работы хватало.

- В общем-то, ничего особенного. Любой врач нашей службы знает, как приводить в нормальное состояние человека, пережившего стресс. Похожее бывает, скажем, при автомобильной аварии. Другое дело, что атмосфера, конечно, иная. ДТП и авиакатастрофу сравнивать нельзя.

Мы видели, как врачи хлопотали над пожилой женщиной, которая никак не могла успокоиться. Не плакала, а беспрестанно всхлипывала, и на глазах ее при этом не было слез. Врачи вводили ей какое-то лекарство в вену, что-то успокаивающе говорили, а она, не мигая, и, кажется, ничего не видя, смотрела на огни взлетной полосы и только повторяла: "Он прилетел или не прилетел?". Спрашивала, спрашивала, спрашивала...

Дежурная бригада медиков осталась в аэропорту на ночь. В местной гостинице им приготовлен номер на случай, если помощь опять потребуется кому-то из остановившихся в ней родственников погибших пассажиров.

- Пока их девять у нас, - говорит администратор гостиницы Нина Тогашева. - Поселены в двухместные и четырехместные номера. Как только стало известно о случившемся, авиакомпания забронировала места. Если семья из трех человек -- даем четырехместный номер. Телефонов в номерах нет, но телефон у дежурной по этажу - в их распоряжении.

Среди поселившихся - барнаульцы, томичи и семья из Павлодара.

- Вы с ними беседовали?

- Что вы?! Мы стараемся лишних вопросов не задавать. Сколько лет работаю, такого случая еще не было, и дай Бог, чтобы больше не повторилось.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: