Мост в Верх-Каргате строили всем миром, а теперь он бесхозный |
По берегам тихой речушки Каргат сибиряки селились с удовольствием еще в прошлом веке. И понятно почему: земля плодородная, выпас для домашней живности огромный, да и Московский тракт проходит совсем рядом. Пережили каргатские поселенцы царизм-социализм потихоньку, а теперь реформизм-монетаризм переживают: худо-бедно, как и вся Россия.
Глава администрации Каргатского района Владимир Скосырский:
«Неудачный нам выпал год по погоде - в июне сушь, хлеба прямо горели, а в июле дожди, дожди и дожди, всего четыре погожих дня за весь месяц было. До смешного доходит: рядом, в пятидесяти километрах, у соседей-чулымцев нет дождей, а у нас льет и льет, как специально.... Хлеб в этом году есть, и урожай будет, но в августе тепла бы нам с небес побольше».
Сельчанину ливень ли, жара ли - выживать все равно надо. Старинные села Форпост-Каргат и Верх-Каргат из тех самых первых поселенческих деревень: пятнадцать и тридцать один километр на север от райцентра по сельской грунтовке, вьющейся по извилистому речному берегу...
В Форпосте пейзаж небогатый - кое-где покосившиеся, а кое-где и брошенные деревянные усадьбы. Единственное, пожалуй, радующее глаз - построенный три года назад областными дорожниками красавец-мост через Каргат.
Владимир Скосырский:
«Что такое дорога для села - говорить не надо. Есть она - есть и власть, и забота о людях. Стоит этот мост в Форпост-Каргате - будет и жизнь на севере района».
Север области традиционно - лес, болота и разведение всяческого скота, от крупного рогатого до мелкого безрогого. Но в самом большом селе каргатского севера - Верх-Каргате не забыты секреты первых сибирских земледельцев. Урожаи здесь из года в год немалые: только вот как они достаются?
После деревянного Форпост-Каргата Верх-Каргат производит впечатление зажиточной точки: добротные каменные и бетонные дома, асфальтированные улицы. По всему селу расставлены бесколесные железнодорожные вагоны: еще не так давно здесь правили западно-сибирские железнодорожники.
Из бесед с сельчанами:
«Те времена сейчас - как сон. Было у нас подсобное хозяйство железной дороги: и работа была, и зарплату платили, и село строилось. Ушли наши шефы отсюда несколько лет назад: память о них хорошая, но ведь одной памятью сыт не будешь...»
Три года назад построен мост через реку в Форпост-Каргате |
Впрочем, возможности местной администрации в нынешнем положении села ограничены - бедность, куда деваться. Впрочем, о верх-каргатских лидерах отзываются хорошо - и ветеранов на сельском верху не забывают, и столы в День Победы накрываются регулярно, дабы отметить живущих и помянуть ушедших.
Из бесед с сельчанами:
«В принципе жить здесь можно, если не пить и вкалывать. В Форпост-Каргате куда хуже: там только отделение от нашего совхоза. А работы и на главной усадьбе не всегда хватает, там - тем более. Деньги? Зарабатываем в основном по принципу «вырастил - продал»: мясо, овощи со своего участка, та же картошка. Нет, сами торговать ездим редко, есть здесь люди, которые специально торгуют на рынках за проценты от выручки. Главное, что дорога есть, и содержат ее неплохо - ведь старожилы помнят времена, когда на ней брички с зерном переворачивались. Вот только мост у нас - чудо природы».
Да уж, постарались много лет назад безымянные строители. Симпатичное сооружение на могучих опорах: узенькое и без единого бортика. Навернуться с такого в речку - не проблема: хоть на машине, хоть на комбайне. И хотя утонуть в Каргате человеку сложно, но рыбу распугать можно надолго.
Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук:
«Знаем мы этот мостик - строили его чуть ли не методом народной стройки еще в восьмидесятых годах. Таких безымянных и бесхозных творений инженерной мысли сегодня по области насчитывается 175, а за каждым - конкретные люди. Надо их, конечно, приводить в соответствие с нормами и правилами, и ведем мы эту работу, только в одночасье все такие объекты не отремонтировать».
Верх-каргатский мостик - часть общей сельской беды под названием «внутрихозяйственные дороги». Строили и содержали такие дороги и мосты в благополучные дореформенные времена сами колхозы и совхозы, которые сегодня или развалились, или по финансовым возможностям неспособны содержать в проходимом виде даже лесную тропинку.
«Дорога жизни», бесхозная, как и наша теперешняя жизнь - неплохой символ. Но сельчанам от этого не легче. Вот и приходится дорожникам области постепенно приводить брошенное хозяйство в соответствие с нормативами и брать на свой баланс и содержание.
Сергей Полещук:
«Я бы хотел выразить вот какую мысль. Тех же железнодорожников можно понять и нельзя осудить: повисло на них подсобное хозяйство финансовым грузом, и, дабы выжить самим, они просто ушли из села, оставив сельчан выживать самостоятельно. Мы же, хранители дорог, как бы ни было худо в экономике, уйти отсюда не можем, не имеем права: не станет дорог, не станет и жизни на Каргате, и не только на нем».
А перспективу отечественного экономического курса можно наблюдать в трех километрах за Верх-Каргатом на правом берегу речки. Здоровеннейшая поляна, покрытая аккуратными прямоугольничками конопли на месте бывших усадеб, и скромное сельское кладбище - все, что осталось от некогда большого и старинного села Торокоозерное. Таких бывших деревень по Каргату тоже сегодня немало. Кое-где призраками стоят еще старинные деревянные мосты, кое-где можно попасть на накатанную щебеночную дорогу - сельское шоссе, ведущее в никуда.
Вернется ли жизнь туда, где ее закладывали наши предки? Пожалуй, вряд ли: из Москвы вымершие дома на речке Каргат в бинокль не разглядишь, авторов наших реформ на ее берега указом не переселишь, хотя, прямо скажем, стоило бы.
И тем не менее, судя по беседам с верх-каргатцами, еще не вечер. Сибиряки - народ цепкий, да и надо им по большому счету немного: погоду терпимую, дорогу проезжую, мост нормальный, да и чтоб зарплату хоть изредка, но платили.