Вячеслав Шибанов: «Прозрачный муниципалитет? Да, безусловно»

Есть необходимость организации конкурса на изготовление Интернет-сервера муниципалитета среди новосибирских разработчиков с тем, чтобы выбрать лучшую разработку и достойно представить Новосибирск в международной сети.

 На вопросы ответственного редактора проекта «Прозрачный город» Наталии Светашевой отвечает Вячеслав Шибанов, начальник управления связи, телекоммуникаций и информатики мэрии Новосибирска.

- Вячеслав Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, что кроется за загадочным названием «Концепция информатизации муниципалитета Новосибирска».

- Прежде чем говорить о самой концепции, замечу, что мы рассматриваем эту проблему шире - как проблему информатизации всего муниципального образования, города Новосибирска. Наше управление было создано год назад, во-первых, с целью углубления уже существующих взаимоотношений населения и власти и развития дополнительных способов информирования граждан, а во-вторых, с целью сбора и обработки всего спектра муниципальной информации для более качественного принятия управленческих решений. Потому и была разработана Концепция информатизации муниципалитета Новосибирска, она обсуждалась как на президиуме мэрии, так и в депутатских группах городского Совета прошлого созыва. Вообще, концепция определяет, что и как должно быть в нашем городе с тем, чтобы, с одной стороны, можно было интегрироваться в мировое информационное сообщество, с другой стороны, обеспечить поступательное развитие самого города и повысить эффективность системы управления города через взаимодействие власти и горожан.

- Какие шаги делаются для реализации намеченного?

- На последней сессии горсовета, где был представлен перечень программ социально-экономического развития города, предлагаемых к финансированию в 2002 году, мы представили две программы: «Электронный Новосибирск» (на основе федеральной программы «Электронная Россия» с совместным финансированием из городского и федерального бюджетов) и Программа информатизации муниципалитета. Было принято решение включить их в перечень и принять проекты к рассмотрению. Программы эти имеют семь подпрограмм.

Каждая программа имеет цель, задачу, основные направления, предлагаемые к финансированию. По данным проектам в настоящее время проводятся работы по технико-экономическому обоснованию. Программы все долгосрочные, рассчитанные на реализацию в 2002-2006 годах. Что-то мы уже начали реализовывать в рамках Концепции информатизации.

- Безусловный интерес представляют для жителей Новосибирска и для нас, как для участников проекта «Прозрачный город», подпрограммы, которые названы у вас так: «Обеспечение информационной прозрачности и открытости муниципалитета для населения» и «Разработка и реализация программ развития общественных пунктов доступа к информационным сетям муниципалитета, в том числе на базе муниципальных библиотек, 2002-2005 гг.». Какие могут возникнуть сложности с их реализацией?

- Основная проблема в том, что никогда не было, да и сейчас нет, реального целевого финансирования отрасли «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ», никто не рассматривал информацию как ресурс. Работая с депутатским корпусом прошлого созыва, мы пытались заложить в бюджет строку «На информатизацию», но в бюджете 2001 года такой строки не нашлось. С новым депутатским корпусом мы ведем совместную работу по изучению данной ситуации, предполагаем, что в августе-сентябре городской Совет будет рассматривать коррективы к бюджету этого года и предварительные параметры бюджета следующего года, и мы надеемся, что появится-таки строка в бюджете города «На информатизацию». Пока же работа в области телекоммуникаций и информатики ведется за счет использования средств, которые выделялись из бюджета на развитие самоуправления. Мы пытаемся использовать внутренние ресурсы: программное обеспечение в большей степени разрабатывается нами, мы меньше тратим денег на обучение, на внедрение. Но даже в таких условиях мы создали мощное информационно-аналитическое подразделение, у нас есть своя социологическая служба, ведется работа по сбору и обработке муниципальной информации.

- Как вы считаете, для реализации всей концепции должно ли быть изменено что-то в нормативно-правовой базе?

- Разумеется. И в самой концепции указаны те нормативно-правовые документы, которые необходимо разработать. Пакет дополнительных нормативно-правовых актов включает документы о владении, распоряжении и пользовании муниципальными информационными ресурсами, о правилах формирования и ведения баз и банков данных, информационных ресурсов, о регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов, о веб-сайте муниципалитета и другие.

- Возвращаясь к вашим двум программам: когда и как поэтапно они будут рассматриваться и утверждаться?

- Сроки рассмотрения определяет горсовет. Сейчас рабочая группа делает экономическое обоснование программ. Предполагаю, что основные параметры бюджета 2002 года будут рассматриваться городским Советом уже в сентябре-октябре.

- С одной стороны, для того, чтобы депутаты поняли, что нужно принятие еще одной программы, хотя и на все предыдущие не хватало средств, с ними необходимо работать, разъяснять необходимость информатизации муниципалитета. С другой стороны, вы еще и закладываете возможность общественного доступа и общественного участия. И кроме всего, это не имеет правового подкрепления. Как вы думаете, в Положении о порядке разработки, принятия и контроле над исполнением плана социально-экономического развития города Новосибирска должно быть прописано, на каком этапе программа должна быть предоставлена для обсуждения?

- Качественный состав нынешнего городского Совета дает все основания считать, что депутатский корпус представлен образованными людьми с большим жизненным и производственным опытом. Им не столько нужно разъяснение необходимости информатизации, сколько нужна оценка реальной ситуации и совместная работа по поиску источников финансирования и определению очередности задач. Во всяком случае, мэром Новосибирска Владимиром Городецким поставлена задача всем службам мэрии добиться максимального участия населения в планировании социально-экономического развития города. Это процесс не простой, очевидно, требуют переосмысления формы и методы взаимодействия муниципальной власти и горожан. Над этой задачей работает и наше управление. Совместно с пресс-службой мы готовим к выпуску Интернет-сервер, на котором предполагаем размещать, в том числе, и муниципальные программы, чтобы учесть и пожелания горожан. Мы ведем сегодня речь о большом информационном портале с учетом двух моментов: непосредственная работа с населением и работа со СМИ. И, конечно, все это будет доступно населению.

- Я поясню свой интерес к этой проблеме. Мы хотим быть максимально полезны в процессе взаимодействия населения и органов местного самоуправления. Мы заинтересованы в обсуждении актов, в их экспертизе, в работе с депутатами и в информировании общественности с тем, чтобы представительной власти было потом легче принимать решения.

- Когда мы говорим о разработке официального веб-сайта муниципалитета Новосибирска, мы видим еще и такую задачу - создание депутатского сервера, где сами депутаты могли бы информировать население о том, почему в том или ином вопросе они стоят на таких позициях. Но нам бы очень не хотелось, чтобы все это превращалось в межфракционную борьбу и было инструментом политической рекламы. Я думаю, что и сами депутаты заинтересованы расширить возможности своего общения с избирателями. Пока финансирования на создание и поддержку веб-сайта в бюджете этого года не предусмотрено, но мы работаем с депутатскими комиссиями и совместно ищем источники финансирования. Конечно, есть и контр-аргумент: количество пользователей Интернетом в Новосибирске составляет максимум 10% от числа всех жителей города, в такой ситуации так ли уж необходима электронная информация...

- Но ситуация меняется. И потом лидеры общественных организаций, как правило, имеют выход в Интернет. И еще есть СМИ, которым крайне необходим этот ресурс.

- Почему мы и думаем, что на СМИ надо обратить особое внимание и дать им возможность более объективно, полно и качественно освещать городские проблемы, и в первую очередь для тех категорий населения, которым не доступен Интернет. Хотя статистические данные показывают, что в Новосибирске активно растет число пользователей Интернет, особенно среди молодежи и людей среднего возраста. Так что наш совместный труд не пропадет.

Вы (я имею в виду некоммерческие организации) могли бы сейчас помочь в создании концепции депутатского сервера, где бы концентрировалась информация о работе депутатов городского Совета, о решаемых городским Советом задачах, с возможностью общественных слушаний и конференций с депутатами, отчетами по исполнению депутатских наказов. Так что, давайте посотрудничаем. Кроме того, есть необходимость организации конкурса на изготовление Интернет-сервера муниципалитета среди новосибирских разработчиков с тем, чтобы выбрать лучшую разработку и достойно представить Новосибирск в международной сети.

- Возможно, что для диалога необходимо провести общественные слушания по вопросам, связанным с депутатским сервером: каким должно быть его содержание?

- Я думаю, что началом такой работы мог бы быть социологический опрос, проведенный среди горожан, и на основе мнения горожан уже должны готовиться предложения для общественных слушаний.

В процессе диалога мы выяснили, что во многом наши интересы совпали с интересами муниципалитета. Проблема финансирования стоит остро. Но когда депутаты, общественность и все горожане поймут, что информация - это ресурс, не менее необходимый для жизнеобеспечения города, чем электроэнергия, появится и строчка в муниципальном бюджете «на информатизацию». И граждане Новосибирска получат тогда реальное, гарантированное Конституцией «право знать». Но никак не раньше.

P. S. Точки зрения, отраженные в данном проекте, могут не совпадать с точкой зрения Агентства по международному развитию или фонда «Евразия».

Поделиться:
Копировать