Речные ворота столицы Сибири

Новосибирский речной порт порт неуклонно приближался к состоянию, описываемому в русском языке выражением «довели до ручки». Однако к руководству пришла новая управленческая команда. Предварительные характеристики были довольно противоречивыми, в том числе и такими, как «люди, совершенно далекие от реки».Но генеральный директор порта Михаил Панихидников развеял все сомнения относительно близости нового руководства к речному флоту...
Михаил Панихидников

 Своим возникновением Новосибирск обязан строительству железнодорожного моста через Обь, перекрещению великой реки и великой дороги. Можно сказать, что портовая судьба будущей сибирской столице была написана на роду. И не случайно Новосибирский речной порт расположен недалеко от Главного вокзала и совсем рядом с тем самым мостом. Многие десятилетия речной флот исправно доставляет грузы в такие места, куда другие виды транспорта дотянуться не в состоянии.

В последние годы Новосибирский речной порт переживал далеко не самый лучший период в своей истории. Серьезно сократился объем перевозок, очень тяжелым было финансовое положение. Порт неуклонно приближался к состоянию, описываемому в русском языке выражением «довели до ручки». Однако несколько месяцев назад к руководству пришла новая управленческая команда. Предварительные характеристики были довольно противоречивыми, в том числе и такими, как «люди, совершенно далекие от реки». В таких обстоятельствах хорошо получить информацию, как говорится, «из первых рук» или «из первых уст», а самое лучшее - от первого лица. С такими планами корреспондент «ВН» отправился на встречу с генеральным директором Новосибирского речного порта Михаилом Панихидниковым. Первый же взгляд на эту монументальную фигуру развеял все сомнения относительно близости нового руководства к речному флоту - матерый капитанище, «речной волк», а, судя по рукопожатию, скорее «медведь».

- Михаил Семенович, сколько лет уже на реке?

- Всю сознательную жизнь - с тех пор, как в 1968 году поступил в речное училище. Одно время, с 1989 по 1990 год, трудился в строительной организации, но с рекой все равно был связан. Работал в Новоильинской РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база флота), десять лет был капитаном-механиком, затем руководил Александровским речным портом и теперь, с февраля этого года - Новосибирским речным портом.

- А что представляет собой «новая команда» речного порта?

- Сегодня портом управляет новая команда менеджеров - людей, прекрасно ориентирующихся в рыночной экономике, умеющих работать в ее условиях. Но кадровые работники, специалисты речного транспорта остались на своих местах. В новой команде все делают свое дело - экономисты занимаются экономикой, бухгалтеры - бухгалтерией, механики - механикой. Поэтому и результат налицо. Побывайте на нашей планерке - посмотрите, послушайте, почувствуйте, чем живет порт.

Планерка у генерального директора напоминает военный совет. Все присутствующие говорят коротко, четко и ясно. Чувствуется доскональное знание вопроса и высокий профессионализм. Докладывает Василий Николаевич Колупаев, начальник службы перевозок и движения флота. Точно определяется местонахождение каждой единицы флота - кто как грузится, кто куда идет, - называются объемы отгрузки на сегодняшний день. Возникла проблема: в Ордынском не поднимается стрела у крана - вышла из строя гидравлика. Тут же главный инженер называет возможные причины неисправности. Меры уже приняты - в Ордынку выехал ведущий специалист по кранам. Обсуждают состояние турбины на одном из буксиров: крылатки помяло, сильно трясет. Не забыт приближающийся День речника: уточняют, сколько человек можно разместить в столовой, кого из работников поощрить. Все? Цели поставлены, задачи определены - за работу.

- Как складывается для Новосибирского речного порта нынешняя навигация?

- Навигация на Оби делится на две части. В середине апреля начинается малая навигация: добыча песка, местные пассажирские перевозки. В начале мая начинается большая навигация - перевозка транзитных грузов на дальние расстояния.

Навигация-2001 положительна во всех отношениях. Создан запас грузов на всю навигацию. Много клиентов. Успешно складывается эксплуатационная деятельность порта. Полностью изжиты простои судов: если раньше, бывало, стояли без топлива по 5-6 дней, сейчас не простаивают ни часу.

- За счет чего удалось решить топливную проблему?

- Много лет отработал на Севере, связи с нефтяниками сохранились. Горючее там значительно дешевле, и этим надо пользоваться. Сложилась система расчетов за топливо: часть денег перечисляем предоплатой, остальные выплачиваем в течение месяца. Компании «Транснефть» отгрузили в Нижневартовск за топливо 2 тыс. тонн щебня. В эту навигацию бункерная база ББ-60 установлена на севере Томской области для накопления топлива и бункеровки судов порта.

- Вы говорили о добыче песка. Это тоже область вашей деятельности?

- Да, и очень весомая. На долю Новосибирского речного порта приходится 60% песка, добываемого в области. Сегодня эта сфера деятельности выделена в отдельную бизнес-единицу. Прежнее руководство недопонимало того факта, что песок - тоже товар. Продаж практически не было - сплошь бартеры и взаимозачеты. Огромное количество хищений - до сих пор с ними боремся. Денег совершенно не поступало, страдал коллектив... Теперь все иначе. Старые договоры, заключенные прежней администрацией - с Горводоканалом, например, - мы выполним в полном объеме. Но новые заключаются на другой основе. Процесс пошел.

- Конец июня - время, когда уже можно подводить некоторые итоги. С какими показателями подошел коллектив порта к этому рубежу?

- Новосибирский речной порт традиционно имеет три основных сферы деятельности: переработка грузов, грузовые и пассажирские перевозки. По погрузочно-разгрузочным работам на 20 июня выполнен объем в 1289 тыс. тонн из 3621 тыс. тонн запланированных (35,6%). Перевезено 441 тыс. тонн грузов из 1281 тыс. тонн (34,4% навигационного плана). По договору с «Лукойлом» возим щебень и шлак на реку Аган. Из 144 тыс. тонн перевезено 120,8 тыс. тонн. Идем в графике.

Пассажирские перевозки всегда были планово-убыточными. За прошлый год недополучили 713 тыс. рублей дотации из областного бюджета - практически половину. Стараемся компенсировать убытки из других источников. Осуществляем прогулочные рейсы, предоставляем платные услуги. Вы заметили, как преобразилась набережная около Речного вокзала - появились кафе, торговые точки. Это результат деятельности новой команды менеджеров нашего филиала «Речной вокзал». Сегодня в Новосибирске есть две самые крупные площадки для народных гуляний - на площади Ленина и на набережной. Не использовать такое преимущество просто неразумно. На День города праздничный салют будет производиться с нашего пассажирского дебаркадера, отбуксированного на середину реки. Во-первых, пожарная безопасность, во-вторых, красиво. (Разговор наш происходил накануне Дня города, и теперь все могут подтвердить - это действительно было красиво. - Авт.)

- Михаил Семенович, какие слова хотели бы вы сказать в канун наступающего профессионального праздника - Дня речника?

- Река у нас одна, все друг друга знают. Еще недавно мы были единым целым, теперь вынуждены вступать в конкуренцию. Но это нормально. Главное - уважать друг друга и помнить, что мы - в одной упряжке. Поздравляю с праздником коллектив Новосибирского речного порта, Западно-Сибирского речного пароходства, всех речников. Удачи всем нам, несущим службу на воде!

Поделиться:
Копировать