У истоков теории поколений стояли двое американцев: популяризатор науки Нил Хау и писатель Уильям Штраус. Однажды они увлеченно занялись извечной проблемой отцов и детей, а именно задались вопросом – отчего люди разных поколений будто бы говорят на разных языках. Пришли к вполне логичному выводу: на ценности и убеждения тех или иных поколений влияют обстоятельства, все то, что происходит в мире и вокруг них. Причем обстоятельства эти цикличны и идут по очень похожему сценарию: после кризисов и войн наступает «подъем», затем человечеству предстоит «пробуждение», затем грядет «спад», а за ним кризис, сложившийся из войн, болезней, финансовых трудностей. На смену ему снова приходит подъем, и так по кругу.
Авторы идеи взяли за основу 25 лет – считается, что именно столько времени нужно, чтобы сменилось поколение. Если переложить теорию Штрауса-Хау на ХХ век и начало следующего тысячелетия, выходит очень складно. Тут и послевоенный бэби-бум, и миллениалы, ставшие свидетелями смены тысячелетий, и сидящие в «зуме» зуммеры (хотя название их поколения никак не связано с видеоконференциями).
Впрочем, у теории много недостатков. Главный из них заключается в том, что авторы идеи – никакие не ученые, их домыслы мало чем подкреплены, четких границ между поколениями нет, и социологи разных стран предпочитают считать иксеров и зуммеров по-своему. Но в общих чертах многое сходится.
Бумеры: «Окей, бумер» (1940 – 1964)
В октябре 2019 года выражение «окей, бумер» прогремело на весь мир, хотя существовало и прежде. В социальной сети TikTok возникло видео, на котором девушка со скучающим видом выслушивает нравоучения собеседника, который по возрасту совершенно точно годится ей в отцы. Тот много говорит о новых поколениях, которые считают, что все им должны, что молодежь нынче не та… Девица в ответ поднимает блокнот, на страницах которого написано «окей, бумер».
Для молодого поколения типичный бумер – это старый ворчун, который даже компьютер включить не сможет, не говоря уже о том, чтобы выйти в интернет и похохотать над мемом про себя самого.
Бумеры стоически перенесли большие перемены и научились жить по-новому. Фото Аркадия Уварова
На самом деле, по классификации Штрауса-Хау к бумерам относятся те самые счастливые послевоенные дети, рожденные уже после 1946 года. Среднестатистический бумер довольно консервативен, трудолюбив, доверяет газетам и телевидению. Отечественные социологи зачастую называют бумеров «последним поколением СССР» – дескать, развала Cоюза они и не ждали, но когда он произошел, стоически перенесли приключившиеся перемены. Таковы они, дети героев войны, свидетели эпохи послевоенного оптимизма, золотого века в автомобилестроении и первых космических побед.
Иксеры: Юра, мы все… (1965 – 1979)
Считается, что иксеры, в отличии от их родителей, не сделали ничего значимого. Что все успехи принадлежат предыдущему поколению, а будущее уже за детьми иксеров. Это настолько распространенный стереотип, что несчастные представители поколения Х не удостоились даже мемов о себе.
Считается, что дети семидесятых выросли прагматиками и индивидуалистами, что циничны и на фоне своих родителей выглядят бездельниками. Однако если сейчас посмотреть на людей от 40 до 50-ти, все эти стереотипы покажутся несколько надуманными.
На долю иксеров пришлась всемирная компьютеризация, они первыми вышли в интернет и научились пользоваться мобильными телефонами. В США этих людей называют поколением «MTV», а отечественным социологам ближе понятие «поколение Пепси». Советским иксерам вообще пришлось не сладко: они наблюдали сначала войну в Афганистане, затем развал СССР, потом выживали в девяностые, а сейчас старшие представители иксеров уже столкнулись с пенсионной реформой, а те, что помоложе, в полной мере ощутили возрастную дискриминацию.
Миллениалы: одиночество в сети (1980 – 1996)
Само по себе слово «миллениалы» гораздо более говорящее, чем заключительные буквы латинского алфавита. Это понятие объединяет тех, чье детство и юность пришлись на стык даже не веков, а тысячелетий. Для них понятие «миллениум» – не пустой звук. Но в теории Штрауса-Хау это поколение официально называется поколением Y. А по отечественной классификации это «дети девяностых».
Среднестатистического миллениала считают самовлюбленным: он любит делиться своей жизнью в социальных сетях да и вообще не представляет жизни без своего смартфона. Именно миллениалы первыми ощутили фантомные вибрации – один из признаков гаджетозависимости. Он вечно пытается «искать себя», меняя не только места работы, но и сферу деятельности. Хотя последний пункт скорее идет игрекам в плюс: это поколение легко учится новому, не боятся перемен и либо легко подстраиваются под новый график, либо и вовсе перестраивает его под себя. Миллениалы не торопятся вступать в брак и часто выбирают карьеру в пользу детей, чем часто огорчают бумеров, уже размечтавшихся о внуках.
Авторы теории поколений в отдельной книге «Восхождение миллениалов» даже предрекли детям восьмидесятых и девяностых великое будущее. Но сами миллениалы, вероятно, слишком заняты своими смартфонами и пока надежд Хау и Штрауса не оправдали.
Зуммеры: токсичная постирония (1997 – 2010)
Зуммерами современных старшеклассников и студентов называют не потому, что они предпочитают живому общению платформы «зум» или «скайп», а в мессенджерах проводят больше времени, чем в книгах. Официально детей, рожденных в самом конце девяностых и первое десятилетие двадцать первого века, называют поколением Z.
Современные старшеклассники более продвинуты, и это факт. Фото Алексея Танюшина
Все, что иксерам и миллениалам казалось фантастикой (а бумеры о некоторых таких изобретениях даже не догадываются), для зуммеров – будничная реальность. Их не удивляют видеозвонки, работу они ищут исключительно на удаленке, в прежние доинтернетовские времена они и вовсе не верят, будто это было не 30, а 300 лет назад. Даже банковская карта для зуммера – прошлый век, не говоря уже о наличных деньгах.
Зуммеров обзывают лентяями и бездельниками, считают бестолковыми, избалованными, самовлюбленными, будто зуммерам все всё должны, а они ничего и никому. Они склонны к депрессии, не слушают старших и разговаривают на своем непонятном языке: то хайпят, то флексят, то хейтят, знают толк в постиронии, употребляют прилагательные «токсинный» и «ламповый».
Однако среди поколения Z гораздо меньше алкоголиков и наркоманов: молодежь заботится о здоровье, занимается спортом, думает об экологии и сохранении климата (яркий представитель – Грета Тунберг). Зуммеры толерантны и свободолюбивы, чем частенько бесят тех, кто старше и придерживается консервативных взглядов.
Альфа: дети, которые спасут мир (2010 – 2024)
И здесь возникает новый вопрос: а что же делать с теми, кто родился после 2010 года? Какие они?
Этим вопросом задался ученый Марк МакКриндл. Он предложил присвоить самому подрастающему поколению букву «альфа», ведь, когда заканчивается латинский алфавит, переходят на греческий.
Пока сложно говорить о неких схожих чертах характера поколения альфа, они сформируются, когда большинство нынешних детей перешагнет рубеж зрелости. И то анализировать альфу можно будет лишь много лет спустя. Остается только прогнозировать. И социологи-футуристы делают на нынешних детей настолько большие ставки, что это уже кажется неправдоподобным. Говорят, мол, этим людям будет под силу и спасти планету, и прожить до 100 лет, уничтожить гендерные предрассудки да и вообще изменить представление о человечестве. Не смогут они одолеть разве что смерть и то не факт.
Судя по тенденции, современные малыши будут меньше читать, больше времени проводить за компьютерными играми, но от этого человечество не поглупеет, а начнет меняться вслед за новыми людьми. Кстати, менять работу они будут похлеще своих родителей, миллениалов и зуммеров.
О тех, кто родится после 2024 года (судя по всему, это будет «поколение бета»), пока говорить слишком рано, еще не все альфы родились и оправдали высокие надежды, возложенные на них.