Чаша, в которую сбрасывают снег, дымит как жерло вулкана. Через пару минут грязные комья становятся водой. Основные претензии к первой снегоплавильной установке, которая начала работать в Новосибирске несколько лет назад, были в том, что она постоянно засорялась песком и мусором. Главный плюс установки - она сортирует мусор.
По сравнению с уже существующими в городе снегоплавильными станциями, эта совсем маленькая. Производственная мощность - тысяча кубометров снега в сутки.
- Вода очищается, снова поступает в бойлер, нагревается и подается в машину. А излишняя талая вода после очистки идет в ливневую канализацию, - рассказал руководитель проекта Олег Загайнов.
Принцип работы как у канадских аналогов, но новосибирская разработка в десять раз дешевле - от трех до десяти миллионов рублей, в зависимости от мощности. Эта машина так и останется в цехе завода, но все же будет работать.
- Основная задача на первом этап - завод должен делать оборудование, и мы его сделали. Но оборудование нигде не применялось. Пришлось сделать установку и практически в жестких полевых условиях режимных испытаний показать, что машина хорошо функционирует. Конечно, трудности будут, - говорит генеральный директор ОАО «Машзавод Труд» Юнус Ислямов.
У разработчиков и руководства завода теперь две задачи. Во-первых, найти инвесторов. Тех, кто заказал бы себе такую же машину, или покрупнее. А еще нужно договориться с муниципалитетом и управляющими компаниями, чтобы часть снега свозили сюда. Но в нынешних условиях это невыгодно.
- На плоскостной площадке тариф в два раза меньше - 60-65 рублей. Но мы говорим о том, что в городе скоро не будет возможности размещать такие площадки. Мы должны будем утилизировать снег вот таким способом, - комментирует начальник ГУБО мэрии Новосибирска Юрий Сердюк.
В итоге управляющим компаниям останется два пути - либо сдавать снег на снегоплавильные станции, либо везти далеко за город, но это выйдет дороже.