За что кассиры магазинов ненавидят покупателей

Фото Аркадия Уварова
Кассирам положено 5-6 перекуров по 10 минут, чтобы отдохнуть от людей, а иногда – порыдать. Капризы покупателей, беспардонные разговоры по телефону в очереди, подброшенная в макароны селедка, съеденные в магазине продукты, детские истерики – из-за чего продавцы не выдерживают полугода работы кассиром и увольняются. Публикуется повторно в цикле «Лучшие материалы VN.RU за 2017 год».

Рабочий день продавца-кассира торговых сетей – 14-15 часов. График в среднем 3/3 суток, если приходится подменять заболевших коллег, то может быть и 5/2. Каждые два часа рабочего времени кассиру положен перекур в 10 минут. Это время необходимо, чтобы «перезагрузить» голову, поясняют женщины: работать с людьми в таком плотном графике очень тяжело. Покупатели нередко выплескивают эмоциональное недовольство обслуживанием в магазине и жизнью в целом на кассиров, доводя их порой до слез.

«Закрыла кассу и ревела»

Неадекватные покупатели попадаются часто, жалуются продавцы, особенно старики. Дома одиноким пожилым людям поговорить не с кем, вот они и превращают общение на кассе в выяснение отношений.

– Однажды один дед придирался к ценникам и до того меня довел, что я закрыла кассу, несмотря на очередь, и ушла. И в подсобке как начала реветь, меня девчонки успокаивали, – рассказывает бывший продавец-кассир «Мария-Ра» Ирина Голубцова. – Был, правда, и один доброжелатель, часто мне шоколадки и конфеты покупал. Держи, говорит, дома чай попьешь. От случая к случаю, в общем, люди-то разные.

Продавец-кассир сети «Горожанка» Виктория подтверждает, что покупатели бывают очень странные:

– Вчера только был мужчина, принес полную корзину продуктов, я их пробила. Тогда он попросил меня дать ему распечатку всех цен и сказал, что только тогда заплатит. Я сказала, что цены будут указаны в чеке после того, как он расплатится, по-другому никак. Тогда он отказался платить и ушел, оставив корзину.

Разговоры по телефону

При общении с продавцами и кондукторами бросается в глаза, как они ненавидят сотовые телефоны. Люди привыкли обсуждать свою работу, планы на выходные и недостатки фигуры своей начальницы где угодно, не задумываясь о том, что окружающим совсем не обязательно быть в курсе этих сальных подробностей.

– Люди позволяют себе громко говорить в очереди к кассе. Они даже специально звонят, чтобы не молчать, пока они три минуты стоят. Я считаю, это неуважение не только к продавцу, кассиру, который к нему обращается, а он не слышит, и постоянно переспрашивает; это неуважение к другим покупателям, – рассказывает Гульнара Теванян, три года проработавшая кассиром в «Мегасе».

Ирина раньше работала в продуктовом магазине в Астане в Казахстане. Говорит, что у нее на родине люди более сдержанны в общении по телефону.

– Очень раздражают телефоны. Мне кажется, это указывает на низкую культуру человека, городскую в том числе. У меня на родине тоже много приезжих, в том числе, и из деревень, но люди как-то интуитивно понимают, что неприлично так себя вести, – отмечает Ирина. – Даже если им позвонили, быстро отвечают и потом перезванивают, когда освободятся.

«Подкидыши» и съеденные продукты

Очень досаждает персоналу магазинов привычка горожан бросать продукты не на своих местах. Человек взял товар, потом передумал его брать и оставил, где пришлось. После рабочей смены продавцы по всем отделам разыскивают эти «подкидыши». В итоге кетчуп находят в морозильной камере с рыбой, селедку в хлебном отделе, мороженую курицу вместе с детским питанием, а растаявшее мороженое на крупах и макаронах.

– Еще покупатели у нас любят кушать продукты прямо в магазине. Постоянно находим фантики от шоколадок. Вчера в детском отделе нашла открытый сок. Человек открыл сок, отпил немного, потом поставил и пошел дальше, – недоумевает кассир «Горожанки».

Догонялки между прилавками

Большой переполох в продуктовом магазине всегда устраивают мамы с детьми. Особенно если детей несколько, но иногда и одного непоседы достаточно, чтобы за десять минут все перевернуть вверх дном.

– Мамочки с детьми – это отдельная история. Мне кажется иногда, что они путают магазин с детской площадкой. Играют с ними в догонялки между прилавками, устраивают гонки на тележках, – комментирует Виктория.

Также неприглядно выглядят детские истерики, когда малолетний манипулятор падает на пол и начинает причитать на весь магазин: «Купи-купи!».

– Я не понимаю, в чем проблема. Надавал подзатыльников этому крикуну, и он сразу же успокоится, – недоумевает Гульнара. – Нет, они сначала долго с ним разговаривают, пока он до поросячьего визга не дойдет, а потом идут и покупают все, что ребенок просил, лишь бы уже замолчал.

Коллективная ответственность

Работодатели пытаются навязать неграмотным сотрудникам принцип коллективной ответственности. Если в отделе при пересчете обнаружились хищения, эта сумма делится на всех сотрудников.

– У нас из зарплаты вычитали за воровство в магазине. Конечно, не всю огромную сумму, а только часть, но все равно неприятно. Потом еще были попытки навязать нам просрочку, чтобы мы за свой счет ее выкупали. Якобы это мы виноваты, что товар не успели вовремя продать. Я помню, у одной девушки не выдержали нервы, и она выкупила эти пять сырков глазированных, – рассказывает Наталья Золотухина, работавшая кассиром в «Раздолье» 10 лет назад.

Сейчас в большинстве магазинов такой метод борьбы с хищениями уже не применяется, хотя воровство как явление никуда не делось.

Работа кассиром не для каждого человека, и очень многие не выдерживают и бросают ее, проработав в таком режиме полгода.