В Новосибирске отмечают 150-летие со дня рождения Сергея Чаплыгина

Торжественные мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения Сергея Чаплыгина, начались в Новосибирской области. О вкладе ученого в развитие мирового авиастроения говорили специалисты из России, Германии, Индии, Белоруссии и Тайваня на собрании в правительстве региона.

«Те эксклюзивные документы, которые размещены в этой книге, впервые увидели свет. Я думаю, это будут очень интересные вещи», - рассказывает автор-составитель книги «Чаплыгин. Новосибирск» Вера Кононова.

Он любил верховую езду и прогулки по реке, пел русские романсы, был поклонником Бетховена и Шопена. В 14 лет Сергей Чаплыгин - сын приказчика из города Раненбург Рязанской губернии -  уже преподавал математику: занимался репетиторством с детьми помещиков. Обладал феноменальной памятью, рассказывает Вера Кононова: «Богиня памяти Мнемозина пометила Сергея Чаплыгина особым знаком. Он в свое время в гимназии на спор прочитал учебник два или три раза и весь его запомнил наизусть. Не пользовался телефонными справочниками, знал всех по имени, в лицо».

В 1903 году Сергей Алексеевич - выпускник Московского университета, ученик Николая Жуковского, отца русской авиации - защитил докторскую диссертацию «О газовых струях». Доказал, что крылья самолетов должны иметь обтекаемую форму - так будет расти подъемная сила. Иначе машина, набрав скорость, сорвется в пике. Чаплыгин объяснил принцип действия закрылков, предкрылков и щитков, которые сегодня есть на всех воздушных судах. В 1925-ом неутомимый исследователь стал руководителем ЦАГИ - центрального аэрогидродинамического института. В 41-ом часть лабораторий эвакуировали  в Новосибирск. Специалисты ехали  поездом 12 суток. Быстрее нельзя: железная дорога была перегружена. Зеленый свет, в первую очередь, давали составам, что следовали на фронт.

 

Первое здание на территории СибНИА - корпус номер один начали возводить еще при Сергее Алексеевиче Чаплыгине, в 1941 году. Его построили специально для большой аэродинамической трубы.

С видеокамерой внутрь нельзя, - говорит сотрудник Сибирского научно-исследовательского института авиации Михаил Малярчик. Называется эта труба Т-203. Впоследствии в ней испытают истребитель Су-27. Чаплыгин не только руководил стройкой первого корпуса, но и решил бытовые проблемы подчиненных. Просил первого секретаря Обкома прикрепить работников филиала ЦАГИ № 2 - так раньше называли СибНИА - к «литерной» столовой, где обслуживали руководителей местного аппарата КПСС. Сергей Алексеевич прожил в областном центре всего 11 месяцев. Сегодня энтузиасты ищут личные вещи знаменитого ученого, чтобы создать музей. Пока нашли только рабочее кресло.

«Кресло было не очень удобным. И все удивляются, как Чаплыгин в нем сидел. Забрали кресло на наше предприятие, немножко обновили - обшивка и набивка уже другие. Его возможно увидеть на Обской, 4 в музее города Новосибирска, которая должна стартовать пятого апреля», - рассказывает сотрудник музея СибНИА Михаил Малярчик.

Учениками Чаплыгина были основатели новосибирского Академгородка: Лаврентьев и Христианович.

В честь Сергея Алексеевича в областном центре названы улица и сквер, что находится недалеко от городского аэропорта и, конечно, Сибирский научно-исследовательский институт авиации. Кстати, там же, на территории СибНИА, знаменитый ученый был похоронен в 1942 году. Весь тираж новой книги о Чаплыгине, над которой работала Вера Кононова, на этой неделе передадут в городские библиотеки и музеи.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги Недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – Дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент