Учителя сходятся во мнении, что пандемия и дистанционный формат обучения сильно поляризовали детей: отличники стали учиться ещё лучше, понимая, что теперь вся ответственность за результат лежит на них, а вот троечники, наоборот, расслабились – на дистанционке некому стало каждый раз «подпинывать» их осваивать новый материал и контролировать результат.
Родители в этой ситуации оказались дезориентированы: оставшись с детьми один на один, им пришлось вместе работать над мотивацией. Но как? Чтобы усадить подростков за уроки, одни обещали им денежное вознаграждение, другие угрожали наказанием, третьи перекладывали всю ответственность на педагогов и выключались из учебного процесса.
Что на самом деле стимулирует ребёнка выполнять задания, рассказал учитель математики и классный руководитель в лицее № 200 Дмитрий Пупков:
«Однажды друг-боксёр спросил меня: «Как вообще можно любить математику?». Я задал встречный вопрос: «А как можно любить бокс? Это же насилие над человеком, и есть даже инстинкт самосохранения, который оберегает нас от этого. Тогда он ответил, что любит свой вид спорта за победу. То же самое я могу сказать о математике: люблю её за победу», – вспоминает педагог.
Именно ежедневное создание ситуации успеха на уроке или при выполнении домашней работы, по его мнению, мотивирует ребёнка делать новые шаги.
«Когда ребёнок постоянно сталкивается с какими-то проблемами, трудностями, постоянно получает эти «удары», ему становится неинтересно, но если каждый день для ребёнка устраивать маленькие победы, маленькие открытия, то он вовлечётся в данный процесс, – объясняет Дмитрий Борисович.
Ещё одна проблема, с которой столкнулись родители – постоянное пребывание ребёнка в интернет-пространстве: многие беспокоятся, что подростки занимаются там «не тем, чем надо». Учитель русского языка и литературы в лицее № 22 «Надежда Сибири» Мария Макаревич уверена: границы между интернетом и реальным миром указывают родители.
«Как говорится, не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Если родитель или учитель говорит ребёнку, что в интернете он забивает голову ерундой, но сам делает то же самое, то, конечно, так ребёнка из интернета мы никогда не вернём в реальность. Нужно учить его критически мыслить, разбираться в контенте: не просто отними и скажи, что не надо это смотреть, а попробуй понять, что ребёнку там интересно. Покажи альтернативу. И возможно, ребёнок либо будет с пользой проводить время в интернете, и ему не захочется заходить на те сайты, которые принесут вред, а может быть, он и вообще найдёт для себя другие дела».