Вот так, поперек взлетно-посадочной полосы, но зато мягко. За штурвалом – житель туманного Альбиона Норман Сурплус. Следом – еще один автожир. Им управляет Джеймс Кетчелл. Оба иностранца совершили в Новосибирске промежуточную посадку в рамках первой в мире кругосветки на таких воздушных судах. На лицах – усталость. За спиной большая часть маршрута. Но самые невероятные впечатления у мужчин от перелета именно через Россию.
– Огромные просторы. Огромные! Это было великолепно, несмотря на переменчивую погоду. Порой было невероятно холодно, иногда, наоборот, были фантастически ясные дни, так что видно горизонт. Страна очень большая! – говорит путешественник Норман Сурплус.
Норман уже пытался совершить кругосветку несколько лет назад, но столкнулся с российской бюрократией, через нашу страну пролететь не смог. На этот раз с бумажной волокитой покончено. И появился единомышленник. Вдвоем, признаются путешественники, не так страшно.
– Когда я был молод, то не верил в себя. И никогда не думал, что я смогу летать или сделать что-то подобное. Но спустя годы решился на кругосветный полет. И сейчас я преследую цель – рассказать обо всех приключениях людям, чтобы вдохновить как можно больше молодежи на реализацию своей мечты! – говорит путешественник Джеймс Кетчелл.
За плечами у Джеймса также солидный опыт рискованных путешествий. Он покорил Эверест, пересек Атлантический океан на весельной лодке и даже исколесил весь мир на велосипеде. Гости сибирской столицы в голос утверждают: надо попробовать, и все получится! Конечно, на такое путешествие нужны деньги, но мир не без добрых людей – спонсоры всегда найдутся. А управлять автожиром, по мнению британца, ничуть не сложнее, чем водить мотоцикл.
– Здесь нет ничего сложного: если вы хотите лететь быстрее, вы нажимаете на этот рычаг, если медленнее – оттягиваете его. Так же осуществляется поворот направо или налево. А для подъема используется рычаг газа, – пояснил путешественник Джеймс Кетчелл.
Джеймс говорит: на кругосветку по воздуху его сподвиг старший приятель. Тот же, в свою очередь, вспомнил о примере своего друга Квентина. Он также прилетел в Новосибирск, чтобы поприветствовать отважных друзей. И скромно говорит о своих заслугах.
– Я совершил кругосветные путешествия на вертолете в 1997 и 2000 годах. Часто летал в Россию, и все было успешно. Это великолепно – летать над всем миром. Летать не опасно. Терпеть крушение – вот что опасно! – считает пилот вертолета, путешественник из Великобритании Квентин Смит.
Первый в истории воздухоплавания кругосветный перелет состоялся в 1929 году. Совершил его экипаж немецкого дирижабля «Граф Цеппелин». Два года спустя в историю вошли американские пилоты, которые пролетели весь мир на одномоторном самолете. А 20 лет назад европейцы сделали это на воздушном шаре. Сегодня же британцы Норман и Джеймс вылетели в Красноярск, затем их ждут в Братске. И в случае успеха через несколько дней их имена также могут войти в историю.