Новосибирск -12.6 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. История

Ту-154М, который сажали «по стакану» в тайге, прилетел в Толмачево

Легенда отечественной авиации реактивный Ту-154М прибыл на вечную стоянку в Новосибирск. Кадр из телесюжета «Новости ОТС»
Лайнер с уникальными характеристиками, легенда отечественной авиации реактивный Ту-154М прибыл на вечную стоянку в Новосибирск. Именно этот самолет несколько лет назад летчики смогли на маленьком таежном аэродроме посадить не по приборам, а «по стакану». Эта история легла в основу яркого эпизода в фильме «Елки-2».

Рейс из Мирного в Новосибирск. Большинство пассажиров не подозревают, что и сам рейс, и самолет - особенные. Пролет над полосой без посадки - покрасоваться для камер - тоже сюрприз.

Ту-154М выруливает на стоянку. В этот раз не «крайние», как говорят в авиации, а именно «последние» минуты работы двигателей - и они умолкают навсегда.

- Я понял, мы специально вот так над полосой пролетели? - спрашивает пассажир рейса Мирный-Новосибирск Владимир Павленков.

- Совершенно верно. Понравилось?

- Очень!

А вот посадка, сделавшая самолет и его пилотов знаменитыми, была не такой гладкой. 7 сентября 2010 года на этом самолете отказала электрика, замолкли топливные насосы. Под крылом как в песне - зеленое море тайги. Единственный аэродром поблизости - заброшенный в селе Ижма. И чудо - оказалось, сторож Сергей Сотников по своей инициативе держал полосу расчищенной - будто знал, что однажды она пригодится. Далее Ту-154М выкатился в лес, переломал деревья, завяз в грязи, но скоро его вернули в строй. Вот какой запас прочности был раньше у наших пассажирских самолетов. Все причастные стали известны на всю страну, летчики получили Героев России, самолет - имя собственное «Ижма», а история попала в фильм «Елки-2».

Садились действительно «по стакану» - авиагоризонт отказал, и понять, какой крен и тангаж, можно было лишь таким способом. На актера Петренко, правда, настоящий первый пилот Ту-154М совсем не похож, да и садились, к счастью, не ночью, а днем - иначе не стояли бы здесь ни этот самолет, ни этот летчик.

«Сердце колотится. Если бы мне сейчас в рейс, то меня бы медосмотр не допустил, так сильно сердце бьется. Я же на этом самолете пролетал 20 лет», - рассказал пилот Евгений Новоселов.  Он уже два года как пересел за штурвал «Боинга», но признается: не то. На 737-м - два человека в кабине, а на Ту - четверо: вот это настоящий экипаж! А вот второй пилот легендарной «Ижмы» Андрей Ломанов и привел «тушку» на вечную стоянку: «Это все в душе, личное, просто так не расскажешь. Но невеселое настроение... Единственная радость, что самолет не сдадут в металлолом, не распилят, он останется на память всем людям.

Натруженные шасси последний раз коснулись летного поля и больше от него не оторвутся. После 28 лет эксплуатации самолет останется навечно здесь, в Толмачево, но пилоты единодушны: это самая лучшая для него судьба. Не быть разрезанным на металл, а еще долгие-долгие годы радовать всех, кто сюда будет приходить.

Самолет имел полное право остаться в Мирном - там порт приписки, но решили все-таки у нас. Так его увидят гораздо больше людей - пятый аэропорт страны.

«Самолет займет место на привокзальной площади, рядом с Ил-86. Этот самолет будет открыт для всех желающих. Видеть его можно будет 24 часа в сутки, и по определенным часам мы будем открывать его», - говорит генеральный директор аэропорта Евгений Янкилевич.

Первые желающие оккупируют салон, не дожидаясь будущих экскурсий. Разбирают на память инструкции по безопасности - это уже раритет.

Теплый и ламповый - сейчас таких самолетов уже не делают. Здесь даже запах не такой, как в эйрбасах и боингах. Пожалуй, именно так пахнет настоящая советская гражданская авиация.

Чтобы ощутить этот дух, в Мирный специально отправились авиатуристы со всей Европы. Якутия их не испугала: фанаты не могли упустить последний шанс прокатиться на легендарном «тушканчике».

«Всю последнюю неделю я в России исключительно из-за вот этого красавца. Последняя возможность полетать на экзотическом самолете. Боже мой, это случилось!», «Ту-154М великий самолет, особенная марка, и мне впервые удалось полетать на этом «лейбле»! Первый раз я увидел Ту-154, когда мне было 4 года, в небе над Цюрихом, и с тех пор я мечтал попасть на борт», - делятся впечатлениями иностранные туристы.

Теперь небе страны остался лишь один гражданский Ту-154, в эксплуатации той же авиакомпании «Алроса». Эпоха уходит, поймать ее за хвост можно, отправившись из Новосибирска в Полярный или в Москву: ветеран доживает век на этих маршрутах.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги Недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – Дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.

Районные СМИ

Комментарии
Пупа 08:54:42 11.10.2018
Что удивительного? Он из Домодедово летает регулярно, ак Алроса...
Не пропустите

Новости раздела

23.12.2024 ОБЩЕСТВО

О мобильных привычках пользователей смартфонов провела опрос цифровая экосистема МТС. Оказалось, что россияне стали в 2,5 раза чаще переводить телефонные разговоры на цифровых секретарей. В топ-10 регионов с пользователями подобных услуг вошла Новосибирская область.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: