О чем будут писать выпускники, определяет специальный совет по вопросам проведения итогового сочинения при министерстве просвещения РФ. Потом предложенные темы комментирует федеральный институт педагогических измерений. На основе этих комментариев учителя объясняют, где брать примеры для раскрытия темы.
Баллы за итоговое сочинение не ставят, работу оценивают по системе зачет/незачет. Ученикам с ограниченными возможностями здоровья вместо сочинения нужно будет написать изложение. Для тех, кто не справится с заданием с первого раза, предусмотрены дополнительные даты написания – 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Обдумывать темы сочинений можно уже сейчас. Министр просвещения назвал их накануне учебного года.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тема позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Стала особенно актуальна на фоне вызовов пандемии 2020−2021 годов.
Преступление и наказание – вечная тема
Позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения.
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
Можно высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является важным для автора сочинения.
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Можно писать о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Роман «Преступление и наказание» и поэма «Кому на Руси жить хорошо» попали в темы школьных сочинений благодаря юбилеям со дня рождения авторов. В этом году празднуют 200-летие со дня рождения школьных классиков Достоевского и Некрасова.
С итоговыми сочинениями не все справляются с первого раза. По официальным данным новосибирского института мониторинга образования, часть выпускников сдают пустые бланки.