Третьего марта художественный руководитель НОВАТа Владимир Кехман представил труппе нового руководителя балета. Коллектив возглавил народный артист России, легенда мирового балета Фарух Рузиматов.
«Представлять Фаруха Рузиматова не нужно – его известность распространяется далеко за пределы балетного мира», – прокомментировал художественный руководитель НОВАТа Владимир Кехман.
Многочисленные поклонницы балета в Новосибирске заинтригованы и активно изучают биографию артиста в Сети. Мы также поддались искушению узнать о звезде балета побольше и прочитали все его последние интервью.
Фарух Рузиматов родился 26 июня 1963 года в Ташкенте в интеллигентной музыкальной семье. Его отец был педагогом музыкальных дисциплин, а мама – педагогом по вокалу. Хореографией мальчик занимался с ранних лет, в 1973 году на него обратил внимание педагог из Ленинградского училища им. Вагановой, и он стал воспитанником прославленной балетной школы. После выпуска в 1981 году Фаруха приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В театре он встретил свою будущую жену – артистку балета Викторию Кутепову. Пара воспитала двоих сыновей – Станислава и Далера. Младший сын решил пойти по стопам своего отца и посвятил себя искусству танца.
В искусстве для Рузиматова компромиссов нет. Фото ИТАР-ТАСС/ Семен Лиходеев
Багаж любовных историй знаменитого танцора удивительно не богат, но ему всегда активно приписывают роман с балериной Дианой Вишневой. В 1995-м молодую танцовщицу приняли в труппу Мариинского театра, а уже через год она стала его солисткой и партнершей Рузиматова. «Мы расставались, снова сходились – это была страсть», – вспоминает Вишнева. Танцевальная пара в итоге распалась, Диана уехала танцевать в Европу.
Фаруха Рузиматова знают как профессионала высочайшего класса, он требователен к себе и другим, никогда не снижает планку.
«В любое время артист должен быть готов, что завтра-послезавтра спектакль. Поэтому когда кто-то говорит «я не в форме», это значит, прежде всего он говорит «я не люблю свою профессию, мне все равно», – рассказал Фарух Рузиматов в интервью телеканалу «Россия – Культура». – Для меня это так. Я всегда очень жестко отношусь к самому себе. Если человек пришел в зал, если он приходил на репетиции готовиться, то надо отвечать серьезно. Потому что ты выходишь на сцену и на тебя приходят смотреть люди».
При этом Рузиматов против заигрывания с публикой и считает, что искусство не должно опускаться до уровня публики. Наоборот, это к нему должны тянуться. «Лично для меня в искусстве никаких компромиссов нет», – говорит танцор.
В сферу интересов Фаруха Рузиматова, помимо балета, входят музыка и книги, он известный интеллектуал. «Для меня мои увлечения – это то, что наполняет мою внутреннюю копилку. Всегда нужно ощущать себя пустым, полым, чтобы все время заполнять себя. Книгой, музыкой, литературой, музеями», – рассказывал танцор журналистам.
Для Фаруха Рузиматова это не первая встреча с труппой НОВАТа – в 2016 году состоялась премьера балета «Корсар» в редакции Рузиматова. Фото пресс-службы НОВАТ
Тем, кто мечтает покорить сцену, он советует искренне любить свою работу и «максимально отдаваться, выжимать себя до конца, как мокрую тряпку».
«Первооснова всегда – это твое служение искусству, танец. То, чем ты живешь. Если ты живешь балетом, то ты живешь балетом. Что касается того, чтоб чего-то добиться... Никто ничего нового не придумал – только труд. Ну, естественно, толика таланта должна присутствовать в любом деле», – убежден знаменитый танцор.
При этом мало обладать хорошей танцевальной техникой, это то, что должно быть априори – как четыре колеса у автомобиля. Настоящим танцором не стать без харизмы: «Если ты умеешь три акта станцевать, и публика сидит заворожено, тогда да».
57-летний Фарух до сих пор в отличной физической форме и танцует сольные партии. Одна из его недавних работ, представленная осенью прошлого года, называется «Пир во время чумы». Критики тут же связали появление такого спектакля с эпидемией коронавируса, но Рузиматов это предположение опроверг.
Известный артист знаменит тем, что абсолютно игнорирует социальные сети. По его словам, у него в них просто нет необходимости. «Что мне там смотреть, слушать? Я же не какой-то деловой человек, мне достаточно Гомера и Александра Сергеевича Пушкина. У меня есть девайс, на котором я могу посмотреть какие-то программы на YouTube, но это сугубо домашнее устройство. А телефон у меня – вот, с кнопками, из 90-х годов», – рассказывал артист в интервью.