Яндекс.Метрика

Метро — без жетонов, трамвай — без кондуктора

Метро — без жетонов, трамвай — без кондуктора
Безналичный расчет становится всё более популярным. В прошлом году на такую систему оплаты услуг перешел и городской транспорт. В Новосибирске уже год действует Единая транспортная карта (ЕТК), из которой впоследствии вышли социальные, студенческие карты и карты школьников. Первая поездка с использованием безналичной системы расчета была зафиксирована 1 августа 2006 года в 5:58 на троллейбусе 13-го маршрута.


Сегодня пластиковый электронный проездной используют 295 тысяч новосибирцев. К тому же 30 процентов своих доходов муниципальные перевозчики собирают именно таким образом. По словам участников и разработчиков этого проекта, ЕТК еще не исчерпала своих возможностей, и впереди нас ожидает много новшеств.

В первую очередь результаты действия ЕТК оценила мэрия. Как отметил начальник департамента транспорта и дорожно-строительного комплекса Андрей Ксензов, Единая транспортная карта принесла больше положительных изменений, нежели отрицательных. «Нам удалось решить проблему учета конкретных поездок. Мы стали реально видеть, как пассажиры перемещаются по городу, в какое время суток и в какие дни недели больше ездят, а в какие — меньше. Поэтому мы теперь можем регулировать пассажиропоток», — отметил Андрей Евгеньевич. С начала этого года в Новосибирске изменению были подвержены 33 маршрута городского муниципального транспорта. Часть из них закрыли, часть усилили, а некоторые изменили.

С введением 1 января этого года социальной карты стало более удобно отслеживать количество льготников, которые пользуются городским общественным транспортом. Однако здесь возникла проблема. При первоначальных расчетах с перевозчиками была установлена компенсация за 25 — 30 поездок пассажира, пользующего льготами, в реальности же оказалось, что каждый в среднем делает более 40 поездок. Теперь нужно перезаключать договоры и представлять областной администрации, которая отвечает за региональные льготы, экономические обоснования.

Кроме того, ряд маршрутов, в первую очередь пригородных и межмуниципальных, до сих пор не может обслуживать по ЕТК, поскольку карты ввели в обращение только в областном центре. С марта этого года к электронной системе оплаты проезда присоединились и частные перевозчики. Одной из первых стала группа компаний «ПАТП», которая впоследствии стали возить и по социальным картам. Однако у них те же проблемы, что и у муниципальных перевозчиков. Ряд маршрутов, которые выходят за пределы Новосибирска, недоступны для владельцев обычных социальных проездных, в то время как льготники с электронными картами могут пользоваться скидками. Но в этом вопросе уже наметились сдвиги. Губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским подписано распоряжение о том, чтобы в городах Новосибирской области единые социальные проездные билеты заменить на микропроцессорные пластиковые карты. В документе органам местного самоуправления Бердска, Искитима, Оби, поселка Кольцово и Новосибирского района рекомендовано использовать опыт мэрии Новосибирска по замене единых социальных проездных билетов на электронные социальные карты.

В Новосибирске сейчас из 800 коммерческих автобусов городского типа по ЕТК работают только 180, из них по социальным картам — 150. По словам Андрея Ксензова, главная причина непопулярности этого вида расчета среди частников — боязнь внедрять новые технологии. «Здесь много чисто бытовых факторов. Как подсоединиться к этой системе? Как вести учет? Как составить договор с администрацией? Мы все эти вопросы стараемся разъяснять и предлагаем постепенно переходить на полный безналичный расчет», — пояснил Андрей Евгеньевич и отметил, что переход на ЕТК — это дело добровольное, и нет необходимости переводить весь коммерческий транспорт на эту систему. По словам генерального директора группы компаний «ПАТП» Николая Самойлова, главный стимул для частников в этом процессе — получение компенсаций от государства. «Мы практически не понесли серьезных финансовых потерь, когда присоединились к ЕТК. Разработчики предложили нам льготные условия, поскольку мы были первыми в России, и поэтому затраты мы окупили достаточно быстро. Даже если на общих условиях переходить, то все равно окупается за несколько месяцев», — отметил представитель коммерческих перевозчиков. Оптимизм частного перевозчика сохраняется, несмотря на то, что до сих пор получены не все компенсации от государства. Однако всё равно убытков от такой системы нет.

За год существования Единой транспортной карты удалось ликвидировать сбои при работе проездных и считывающих терминалов. Андрей Ксензов заявил, что сейчас все работает без сбоев. Однако от человеческого фактора не застрахована даже самая надежная техника. В метро ситуацию со сбоями решили в пользу пассажиров. Если техника ломается, человек может пройти бесплатно. В наземном же транспорте он обязан оплатить проезд наличными. На вопрос «Почему такая несправедливость?» у чиновников мэрии ответа не нашлось. Зато нашелся ответ на причины поломок терминалов в общественном транспорте. «Если вас заставляют заплатить за проезд наличными, когда якобы ломается терминал, значит, кондуктор хочет положить себе в карман лишние восемь рублей», — заявил Андрей Ксензов. Чтобы решить проблему присвоения муниципальных средств работниками транспорта, в перспективе мэрия планирует перейти на бескондукторную систему оплаты проезда. Безналичная система расчетов не позволит продать один и тот же билет дважды или забрать себе 8 рублей, если пассажир отказался от билета.

При переходе на бескондукторную систему вместо женщин с сумкой на шее по маршрутам будут ходить контролеры-ревизоры с терминалами и смотреть, кто и когда оплатил проезд. Каждая электронная карта хранит историю платежей. А чтобы пассажирам было удобнее оплачивать проезд, в транспорте будут стоять терминалы более широкого диапазона действия, чем те, что сейчас в руках у кондукторов. Но, несмотря на такую модернизацию, останется место и тем, кто не захочет приобретать ЕТК. Те, кто по-прежнему предпочтет оплачивать проезд наличными, смогут рассчитаться с водителем. Первый эксперимент планируется провести уже в этом году с муниципальными маршрутками, где кондуктор не предполагается. В свою очередь метрополитен все же планирует уйти от жетонов.

Однако при всём оптимизме городских властей не все новосибирцы довольны ЕТК. Главная причина в том, что по одной карте в наземном транспорте нельзя проехать сразу двоим пассажирам. Начальник департамента транспорта и дорожно-строительного комплекса Андрей Ксензов прокомментировал такую ситуацию, ссылаясь на федеральный закон без конкретных цитат. В то же время в метрополитене изыскали возможность обойти это правило. И еще одно небольшое неудобство, которое отмечают многие пользователи, — длительный срок окупаемости стоимости самой карты (80 рублей) при минимальной скидке 40 копеек.
Поделиться:
Копировать