Новосибирск 6.6 °C

Счастье — служить людям

07.06.2007 00:00:00
Счастье — служить людям
7 июня исполняется 75 лет Василию Петровичу Герасимову. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, почетный железнодорожник, он двадцать один год возглавлял дорпрофсож Западно-Сибирской железной дороги. И уже девять лет стоит у руля уникальной общественной организации, созданной на ЗСЖД, — дорожного благотворительного фонда.



… У соседа по палате настроение портилось день ото дня. Он часами лежал лицом к стене, нехотя отзываясь лишь на приглашение сестры сделать очередной укол. Позади у Сергея, электромеханика со станции Сокур, была серьезная сосудистая операция, и теперь он с тоской размышлял о предстоящей второй. Нет, скальпель его не пугал. Предметом тягостных раздумий были деньги, вернее, их нехватка — аортокоронарное шунтирование стоит недешево. Но после того как Сергея навестили товарищи по работе, он повеселел. Оказалось, нашлись деньги на операцию. Администрация и профком предприятия ходатайствовали о выделении средств из благотворительного фонда Западно-Сибирской железной дороги, и его правление приняло решение помочь.

— За время существования фонда на социальную поддержку работающих железнодорожников, членов их семей и ветеранов труда магистрали направлено более 80 миллионов рублей, — рассказывает В. П. Герасимов. — Основная статья расходов — оплата сложных медицинских операций и приобретение дорогостоящих лекарств. Только в минувшем году в фонд за помощью обратились 582 человека и получили ее.

Выбор Василия Петровича в качестве руководителя благотворительного фонда, аккумулирующего личные средства железнодорожников, был выверенно точным. Два десятка лет возглавляя профсоюзную организацию магистрали, Герасимов не «польку-бабочку танцевал», по выражению одного незадачливого генсека, а вкалывал, как и заведено на транспорте, много и упорно. И высшей наградой для него было и остается безграничное доверие почти стотысячного коллектива магистрали. Кому же, как не ему, было возглавить создававшийся на дороге фонд. «Этот точно не разворует», — одобрял принятое решение народ.

— За любым делом видеть человека с его заботами и проблемами для меня превыше всего, где бы я ни работал, — формулирует свое кредо Василий Петрович.

Много лет назад Герасимову, в ту пору председателю Первомайского райисполкома, предложили возглавить одно из управлений исполкома города Новосибирска. Другой бы за честь почел, а он отказался. Причину же отказа обосновал так: «Человек, назначенный на должность, реализует волю только своего начальника, избранный — служит народу». Служит людям, находясь на партийной, советской, профсоюзной работе, Василий Петрович уже 45 лет.

И крепко благодарит судьбу за закалку и проверку на прочность, полученную в рабочем коллективе Инского электровозного депо, где выпускник Томского электромеханического института железнодорожного транспорта начал трудиться помощником машиниста в августе 1955 года. Машинист — главная фигура на стальных магистралях, профессия, формирующая личность. Человека слабого, с пригашенным чувством ответственности, за контроллер не допустят. В локомотивных депо правду-матку говорят в глаза, за спину не прячутся, начатое дело доводят до конца. А на учителей повезло: Герой Социалистического Труда П. Д. Шолкин, делегат XX съезда КПСС Н. И. Евсюков и другие, не менее известные на магистрали люди. Профессиональный рост молодого инженера выстроился в логическую цепочку: бригадир, мастер электроиспытательной станции и цеха, старший инженер и начальник технического отдела.

Но разглядели в парне и общественную жилку. Комсомольский активист стал коммунистом, партийные поручения выполнял не просто добросовестно — с душой, творчески. Всегда в кругу товарищей, постоянно в «буче, боевой и кипучей». А это ценилось во все времена.

В тридцать лет стал Василий Герасимов секретарем партийной организации головного локомотивного депо Западно-Сибирской дороги. Поди взвесь, чего больше в этом избрании — доверия и чести или неимоверной ответственности. Инская — для железнодорожника этим сказано все.

С Инской, со ставшей родной Первомайкой судьба связала надолго. Следующие 14 лет были отданы партийной и советской работе в Первомайском районе Новосибирска. После локомотивного депо Василий Петрович Герасимов возглавлял партком Новосибирского электровозоремонтного завода, районный комитет партийно-государственного контроля, избирался вторым секретарем РК КПСС и, наконец, стал председателем райисполкома. В последней должности проработал семь лет. «Связи с железной дорогой не терял. В районе — крупнейшая на сети станция Инская, два депо, шесть различных железнодорожных дистанций, НЭРЗ и стрелочный завод, предприятия транспортного строительства, ведомственный жилой фонд, учреждения здравоохранения, образования, культуры, спортивные сооружения. Василий Петрович часто бывал в трудовых коллективах, встречался с людьми, умело контактировал с руководителями: Героем Социалистического Труда Б. Я. Сарновым (НЭРЗ), Г. П. Неупокоевым (НСЗ) и другими. В его отношениях с ними хорошо уживались высокая требовательность и принципиальность с тактичностью и доброжелательностью. Район и дорога от такого сотрудничества только выигрывали», — рассказывает ветеран магистрали Павел Фридман.

В декабре 1976 года дорожная профсоюзная конференция избрала Василия Петровича Герасимова председателем дорпрофсожа. Профсоюз на железнодорожном транспорте и сегодня мощная и влиятельная сила, что уж говорить о семидесятых и восьмидесятых… И это притом, что дорогой во все годы руководили люди с ярко выраженным волевым, крутым командирским характером. Имена Н. П. Никольского, И. Е. Трубникова, В. Б. Николаева и сегодня помнят и в городе, и на дороге. Поставить себя рядом, завоевать у них доверие и авторитет, не растеряв при этом доверие и авторитет многотысячного коллектива железнодорожников и ветеранов магистрали, было для профсоюзного лидера непросто. Герасимову это удалось. «В основу совместной работы был положен не принцип конфронтации, а социальное партнерство, — вспоминает А. К. Бородач, восемь лет возглавлявший Западно-Сибирскую дорогу до ее объединения с Кемеровской. — Дел хватало всем. После пика конца восьмидесятых начался спад. Сокращалось производство, падали объемы перевозок, приходилось сокращать штат, что неминуемо влекло за собой трудовые конфликты, создавало социальную напряженность. Западно-Сибирская этот период пережила наименее болезненно, что явилось следствием умелого руководства, делового сотрудничества администрации и профсоюзной организации магистрали».

В памяти ветеранов дороги, конечно же, годы созидательной работы. Из года в год нарастали на ЗСЖД объемы перевозок, достигнув вершины в 1988 году. (Железнодорожный транспорт новой России на показатели тех лет еще не вышел.) Дорога технически обновлялась, за ней на сети закрепилась репутация «лаборатории передового опыта». Творческий порыв сибирских железнодорожников требовал огранки, и профсоюзные организации магистрали сумели найти в этом свое место. Они выступали застрельщиками бригадного и индивидуального соревнования. К 1986 году 97,2 процента работников дороги, других предприятий транспортной отрасли, объединенных дорожной профсоюзной организацией, участвовали в соревновании. Коллективы Западно-Сибирской дороги неоднократно назывались лучшими в отрасли. Дорпрофсожу удалось улучшить использование фонда материального поощрения, большая часть которого направлялась на стимулирование роста производительности труда, повышение качества использования подвижного состава, снижение себестоимости перевозок.

Соревнование рождало инициативы трудовых коллективов. Их требовалось заметить, поддержать, а развив, сделать всеобщим достоянием. «Внедрение починов и начинаний передовых коллективов взяла на себя профсоюзная организация дороги, — вспоминает председатель совета ветеранов магистрали П. Ф. Мысик. — Многие из них и по сей день не утратили своей актуальности. Широкое распространение, например, в свое время получила инициатива поездных диспетчеров и локомотивных бригад Новосибирского отделения по экономии электроэнергии. Заметный эффект был получен от внедрения почина комплексной бригады сортировочной горки станции Инская по экономии времени на каждой производственной операции и от других инициатив. С целью пропаганды передового опыта дорпрофсож постоянно организовывал сетевые и дорожные школы, семинары, конференции, выставки, использовал возможности наглядной агитации, публикации в дорожной газете».

«Производственные достижения становились основой для развития социальной сферы. Значительно возросли расходы на оздоровление и отдых работников дороги и членов их семей из бюджета социального страхования, которым в то время распоряжался профсоюз, — вспоминает В. П. Герасимов. — На всех отделениях дороги и на заводах были открыты санатории-профилактории. Введены в строй действующих больничные комплексы в Карасуке, Барабинске и Новосибирске. Заметно увеличились объемы строительства жилья. Горжусь причастностью к строительству Дворца культуры железнодорожников в Новосибирске, спортивных комплексов в Новокузнецке и Карасуке и других объектов, которые и сегодня продолжают служить людям».

Труд Василия Петровича на профсоюзном поприще был отмечен орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами «Знак Почета». Разумеется, лежит на них отблеск успехов Западно-Сибирской железной дороги, но ведь и он в них свою немалую лепту вложил. Он и сегодня каждое утро тенистой улицей Урицкого идет на работу. Ровно в восемь раздается первый звонок в его кабинете. Выходит, как и прежде, нужно людям его служение.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: