Заседание комитета с обозначенной повесткой дня является логическим продолжением разговора на декабрьском 2006 года заседании Совета Федерации и выполнением его поручений. Это продолжение постоянно проводимой работы комитетом по совершенствованию межбюджетных отношений Центра и субъектов РФ.
Напомню: год назад, в апреле 2006 года, комитет проводил «круглый стол» на тему: «Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».
Присутствующие здесь являются участниками проводимого в последние годы процесса межбюджетного реформирования и, несомненно, как практики, имеют возможность оценить как положительные, так и отрицательные его стороны.
Обобщая, обозначу несколько выводов, основывающихся на мнении представителей субъектов Федерации.
Во-первых, процесс перераспределения налоговых доходов в пользу федерального бюджета настолько скоротечен, что регионы не успевают закрывать бреши в своих бюджетах. А бреши эти вызваны изменением налогово-бюджетной политики Центра. В этой связи хотя и с опасением, но субъекты РФ положительно воспринимают переход на трехлетнее планирование бюджета, надеясь на создание элементов стабильного планирования доходов и расходов в будущем.
Во-вторых, объем региональных бюджетов постоянно увеличивается. Это происходит в том числе и за счет переданных полномочий. Данный фактор обусловливает возникновение еще большего несоответствия между уровнями необходимого финансового обеспечения законодательно закрепленных полномочий и фактическими возможностями региональных и местных бюджетов по реальному исполнению этих полномочий.
В-третьих, принимаемые меры по реформированию межбюджетных отношений не привели к ощутимым результатам в сокращении различий между субъектами РФ по уровню их бюджетной обеспеченности.
Эти выводы сформулированы на основе информации из субъектов РФ. Поступило 82 отзыва из 73 субъектов и 3 — из ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ. В этой связи я хотел бы еще раз поблагодарить все субъекты Федерации за их участие в подготовке данного вопроса, а также всех принявших участие в его рассмотрении.
Полагаю, что сегодняшнее заседание не должно превратиться в площадку для взаимных споров и упреков. Наша совместная задача — усилиями присутствующих здесь практиков-специалистов федерального и регионального уровня найти рабочие механизмы устранения накопившихся и вновь возникающих проблем для обеспечения полноценной работы, позволяющей выполнять перед населением России задачи власти. Не буду перечислять переданные полномочия из Федерального центра субъектам РФ — все это закреплено федеральными законами и реально существует уже в практической работе. Достаточно понимания: на местах выполнить передаваемые полномочия более эффективно можно при одном условии — финансовом обеспечении этих полномочий.
Когда знакомишься с информацией, поступившей из субъектов Федерации, напрашивается вывод, что опасения Совета Федерации оправдались: финансирование переданных полномочий осуществляется недостаточно, а в отдельных субъектах просто неудовлетворительно.
Причины этого:
а) распределение средств из федерального бюджета осуществляется без анализа и учета мнения субъектов о реальных потребностях объемов средств с учетом их специфики и географического положения (нет элементарного анализа в разрезе субъектов);
б) методики распределения средств из федерального бюджета проработаны слабо, в силу чего они не являются прозрачными, а отдельные ведомственные документы Центра вообще не имеют утвержденных и доведенных до субъектов методик;
в) отдельные подзаконные акты (приказы Министерства финансов, ведомственные положения федеральной налоговой службы) не обеспечивают исполнение принятых законов, создают препятствия по эффективному использованию средств;
г) в Министерстве финансов и ряде ведомств отсутствует система совместных согласованных действий по оценке выделяемых средств субъектам (принцип: даем — берите без разговоров).
Что имеем в результате? Возьмем, к примеру, обеспеченность финансированием переданных полномочий в 2007 году. В ряде областей она составляет 33 — 61 процент. Или полномочия, связанные с организацией воинского учета на территориях, где нет военных комиссариатов. Они профинансированы в объеме на 45 — 56 процентов. Возьмем финансовое обеспечение законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов». Да, количество учтенных по обеспечению жильем в соответствии с этими законами известно. Но выделение средств для исполнения переданных полномочий можно назвать профанацией, результат которой — сталкивание людей и власти на местах.
И такое практически повсеместно. Ни тебе объективной реальности фактических потребностей, ни методик, ни разъяснений о том, как дальше будем решать этот вопрос. Передали полномочия, а вы, субъекты, ведите, решайте задачу финансирования как хотите.
При передаче средств не учтены затраты на администрирование организации исполнения полномочий и какими силами и средствами технического обеспечения они будут исполнены. Требуется также серьезная работа по оценке сложившейся по отдельным полномочиям кредиторской задолженности и выработка мер по ее погашению. Субъекты и органы местного самоуправления этого сделать не в состоянии.
Не менее серьезный вопрос возник в связи с передачей полномочий в сфере лесных отношений. Повсеместно ограничены средства для тушения пожаров в лесах — в прошлом году это полностью легло на бюджеты субъектов Федерации. Не предусматриваются средства на реорганизацию предприятий лесной отрасли. В результате таких действий складывается впечатление, что выполняется задача уничтожения зеленого запаса страны — лес вырубить, сжечь.
Хотел бы высказать несколько предложений в ответ на вопрос: «Что делать?»
1. Министерству финансов (прежде всего), другим министерствам и ведомствам нужно в первую очередь сделать работу над ошибками:
— провести совместно с субъектами РФ до принятия бюджета 2008 года глубокий анализ потребности средств для исполнения переданных субъектам полномочий, внести объективные объемы субвенций, передаваемых из федерального бюджета;
— проанализировать правовую легитимность действующих методик распределения средств, доработать, согласовать с субъектами, утвердить и представить их в Совет Федерации, непосредственно в субъекты РФ.
2. Министерству финансов до внесения объемов распределения средств Федерального бюджета по финансовому обеспечению переданных полномочий представить в Совет Федерации информацию, согласованную с субъектами.
3. Обратиться в Минюст с просьбой осуществить анализ подзаконных актов министерств и ведомств по обеспечению исполнения законов РФ, касающихся переданных полномочий.
4. Обратиться в профильные комитеты Совета Федерации с просьбой осуществить мониторинг исполнения законов РФ по финансовому обеспечению переданных полномочий.
5. Обратиться в Министерство регионального развития с предложением проанализировать совместно с субъектами рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья и внести предложения по уточнению ее средней рыночной стоимости, используемой при расчете субсидий на приобретение жилых помещений гражданами, имеющими право на соответствующие меры социальной поддержки.
6. Комитету по делам Федерации и региональной политике совместно с Комитетом по бюджету изучить поступившие предложения субъектов по внесению изменений в Бюджетный кодекс в связи с подготовкой принятия трехлетнего бюджета. Думаю, наберется их много. Создать рабочую группу, которая будет осуществлять контроль за устранением недостатков по финансовому обеспечению переданных субъектам полномочий Российской Федерации.
Обращаюсь к коллегам из Совета Федерации, представителям министерств и ведомств: услышьте и учтите мнение субъектов, чтобы не сделать новых ошибок при утверждении трехлетнего бюджета и не дестабилизировать ситуацию в межбюджетных отношениях.
Считаю необходимым по итогам расширенного заседания с учетом доработки решения проинформировать председателя правительства, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации.
Что мешает полноценному выполнению задач власти?
03.05.2007 00:00:00
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны
там.
Подписаться на Дзен
Новости
-
Квартира в девятиэтажном доме загорелась в Новосибирске
-
Андрей Травников вместе с новосибирцами написал «Диктант Победы»
-
Новое семейство белков открыли ученые в Новосибирске
-
Прогноз погоды в Новосибирске на 28-30 апреля сделали синоптики
-
Чтобы помнили: 38 лет с момента катастрофы
-
Четыре причины пыли в Новосибирске насчитал мэр Максим Кудрявцев
-
Выплаты в 300 тысяч рублей к 9 Мая пообещали ветеранам ВОВ мошенники
-
Танкист Хасанов из Каргата уничтожил 15 врагов и получил «Золотую Звезду»
Новости районных СМИ
Новости районов
-
Танкист Хасанов из Каргата уничтожил 15 врагов и получил «Золотую Звезду»
-
Выставка, посвященная героям СВО, открылась в музее Искитима
-
Трусы для смелых протестировали новосибирские бойцы на СВО
-
Новосибирец Кирилл Пужай возглавил ансамбль Воздушно-космических сил России
-
Почтальон назвала сына «Господином» через услугу «Регистрация ребенка»
Новости партнеров
-
Алексей Чванов назначен заместителем председателя Сибирского банка Сбера
-
Диагноз за миллион: в медицинском шоу «Симптомы» на Wink.ru встретились команды сильнейших вузов страны
-
Нефтетранспортное предприятие Западной Сибири демонстрирует высокий уровень социальных инициатив