Новосибирск 4.9 °C

Дойти до вершины

10.02.2007 00:00:00



«Это очень серьезные достижения, — говорит директор школы Ирина Деревнина, — потому что прорваться в Москву не так-то просто, тем более для сельских детей. Работы наших учеников по краеведению неоднократно были опубликованы в новосибирских журналах «Горница», «Отчий мир».

В 2006 году Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 1 за постановку учебного и воспитательного процесса и новаторство в педагогике получила в рамках национального проекта «Образование» грант в один миллион рублей. Статья о школе включена в вышедшую недавно в Москве энциклопедию «Одаренные дети — будущее России». В подтверждение вышесказанного — новое достижение педагогического коллектива: ученик 11-го класса Василий Кузнецов, участвуя во всероссийской гуманитарной олимпиаде «Умники и умницы», попал в полуфинал интеллектуальной игры. Кроме того, добавляя штрих к «портрету», Василий Кузнецов — человек с активной гражданской позицией. Он — председатель молодежного парламента поселка, возглавляет районную ассоциацию старшеклассников «Содружество».

Пять месяцев посылал юноша в Москву ответы на вопросы, которые задает ведущий после каждой игры. Желаешь — пробуй силы! Ответы Кузнецова, тогда десятиклассника, понравились, и ему пришло приглашение на четвертьфинальные игры. Так он попал в число «умников». Первый и пока единственный в Маслянинском районе. Для Новосибирской области событие тоже неординарное. Пройдет ли он в финал, покажет госпожа Фортуна. О том, как он играл, готовился, о своих жизненных позициях и педагогах рассказывает Василий КУЗНЕЦОВ.

— Москва. Телевизионная студия. «Умники и умницы» вся страна смотрит. Любимая программа. И столько умных! Первые впечатления «полномочного посла» Новосибирской области Василия Кузнецова?

— Насчет умных. Когда говорят, что там сидят заучки, это не так. Обычные люди, которые просто решили начать писать в эту передачу. И все. А умными, с замученными лицами они становятся после того, как только увидят темы. Вот на четвертьфинал озвучили три темы. Каждая — не просто море разливанное. Никто не мог знать всего по этим темам. И когда мы говорили между собой в перерывах, возникало много спорных вопросов, перипетий.

Доходило до забавного. Известно, Карузо — певец, итальянец. А у нас тема была: «Великие испанцы». И кто-то пошутил, спросив: «Кто что-нибудь про Карузо читал?» И все начали мучительно вспоминать, кто такой Карузо. И оказалось, что это и испанский химик, и испанский писатель, и испанский актер, но — никак не итальянец! Поэтому любой такой фактор мог запросто ввести в заблуждение. Материала было — море.

— Из четвертьфинала ты попал в полуфинал. Сколько человек всего прошло?

— Точно не скажу, но в полуфинал, который называется «Шанс», прошел я, у меня три ордена, и еще двое ребят. Это был итог 12-ти игр в Москве, которые снимались три дня. Эти игры и сейчас идут по телевидению. Скоро поеду на полуфинал, где будут участвовать еще и москвичи. Но нужно сказать, что полуфинал — вещь довольно спорная. Потому что попадают не только те, кто туда прошел в «одни ворота», а еще и те, которым чуть-чуть не хватило, кто не дотянул. Для чего? Это телевидение. Нужна зрелищность. И потом, в этой игре есть элемент везения. Сидят 50 человек. Все они знают ответ на вопрос. И как выбрать? Кто был первым? А порой несколько первых может быть. Может оказаться такая дилемма: у одного восемь орденов, у другого — один. Кому отдать предпочтение?

— Какая атмосфера была при записи передач в студии? Каков он, профессор Вяземский?

— Юрий Павлович Вяземский — профессор МГИМО, заведующий кафедрой мировой художественной культуры. Большой шутник. Он часто шутит. Ведь участники программы — 16-летние ребята. Сидеть в душной студии по 9 — 10 часов в сутки в течение трех дней, когда делали этот цикл из 12 игр, — это всё-таки кошмар. Потом, там нет спинок у стульев. Нельзя опереться, расслабиться. Надо сидеть, как на трибунах, — традиция. И быть, если не в пиджаке, то в рубашке и галстуке. Тяжело. И вот он шутками снимал напряжение.

— Помнишь вопрос, неожиданный для тебя, сложный, удивительный, который не забывается?

— Наоборот, помню абсолютно всё. И даже сейчас, когда смотрю передачу, ту, что уже отыграли, что была уже в принципе давно, я помню, кто и когда победил, на какой дорожке, на какие вопросы ответил, на какие не ответил. Знаю ответы на все вопросы. Есть много таких вопросов, которые не имеют ответов. Пример. Тема: «Древний Египет. Боги и люди». Это был самый большой по времени период, который мы рассматривали. И вот такой вопрос: кому из богов в Древнем Египте приносили человеческие жертвы?

Вопрос «рогатый», на самом деле. Потому что если рассматривать древнейшую историю Египта, то там действительно были человеческие жертвы. А если рассматривать уже более поздние периоды, то жертв не было как таковых. Отвечала девушка из Татарстана, на красной дорожке. Ответила сначала про этот древнейший период — знала. А ни в какой литературе о человеческих жертвах вообще не упоминается в более поздние периоды: среднее, позднее царство. Нет такой информации просто! Есть намеки на какое-то жертвоприношение животных, но не людей.

И спрашивают ее: «Более поздний период интересует. Были там жертвоприношения человеческие?» Она задумалась. И действительно, может, сказала наугад: «Нет». И шагнула в полуфинал.

— Где «добываешь» знания? Библиотека дома, библиотека в школе? Природная любознательность?

— Вы слышите голос? Это завуч школы Тамара Васильевна Штальбаум. Я не знаю, откуда у нее столько литературы. Золотой учитель! Трудно описать, сколько мне было принесено книг, сколько я от нее взял. Если говорить о вкладе — на первом месте мама, которая поддерживала меня во время всех моих нервных срывов, а на втором месте — Тамара Васильевна.

Мне всегда нравились история, литература, языки. Биология никогда не интересовала. Химия? Ну это отдельный разговор, в химии много лирики. Несмотря на то, что я гуманитарий, обожаю геометрию, боготворю алгебру. Знаете, Маяковский — он… смешанный. У него были не чтения стихов, а выставка стихов. Он свои мысли отражал в цвете, красках. Его знаменитое стихотворение «Бей клином», когда на черном фоне нарисован круг и туда врывается красный треугольник, равнобедренный. Так и у нас!

Когда в школьной олимпиаде по математике несколько мест берут гуманитарии — это нормально. Помните стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики»? А вообще все науки проистекают из философии. Поэтому в каждом деле я могу себя заинтересовать. Могу найти свою колею.

— Само понятие «жизнь» настолько необъятно. Задумывался о смысле, цели её? Как нужно жить? Твое главное кредо?

— Плюс ультра! (PLUS ULTRA, лат. — дальше, сверх, за пределами возможного. — Прим. авт.) Это древнегреческий девиз. Девиз, взятый мной с герба испанских купцов из Кадиса. Означает: всё дальше. На самом деле — нет границ... Вы подумайте!.. Сколько вам лет? (Чтобы выявить суть, нужна точность. Простим юноше этот вопрос! — Прим. авт.)

— 55.

— 55... Моя бабушка родила моего отца в 52 года. Моя мама родила меня в 40 лет. Сейчас я услышал по телевизору — женщина родила ребенка в 62 года. Наш артист, к сожалению, не помню имя, впервые сел на велосипед в 60 лет. Мой дедушка Анатолий Прокопьевич Кузнецов вернулся из трудармии во время войны и, болея туберкулезом, перенеся все тяготы, смог полноценно жить с семьей. Моя приемная бабушка в 77 лет овладела SMSками! Границ нет.

— Приемная бабушка?

— Когда мы переехали в Мамоново, у нас не было стационарного телефона и сейчас нет из-за отсутствия свободных номеров. И мы ходили звонить к соседке. У неё умер муж, и мы ее поддерживали. И бабушка стала для нас родной.

— Расскажи немного о семье.

— Мои родители по образованию геологи. Живем в селе Мамоново, в семи километрах от Маслянино. Никаких сказочных богатств мама с папой не накопили, они простые пенсионеры. Если бы не помощь районной администрации, директора школы Ирины Алексеевны Деревниной, навряд ли я бы поехал на игру в Москву.

— Твои любимые философы, авторы, гуманитарии великие?

— Проще сказать, кого не люблю. Солженицына не люблю. У каждого можно найти свою изюминку, свою соль, что-то своё, не свойственное никому. Например, часто говорят, что скучно читать хроники, написанные сложным языком. На самом деле не сложно. Замечательно пишет Плутарх. Замечательно пишет Платон. Макиавелли я пока не осилил. Но те цитаты, которые доводится встречать, заинтриговывают. Гиляровского любопытно читать. Хорошо пишет Загоскин — легкий, приятный слог.

— То есть видится и находится в каждом авторе что-то для себя интересное, нужное, красивое? Что ложится на ум, на душу?

— Да. Надо уметь зацепиться за что-то. Найти свою колею в каждом произведении. «Отцы и дети». Казалось бы, что особенного. Но — какая ширь! А пример-то одной отдельно взятой семьи. И сколько разных идей отсюда вышло. Толстого люблю. Толстой, Достоевский — это надо читать.

— Телевизор не смотришь?

— Почему же?

— А когда читать? Время остается?

— Тайм-менеджмент. Когда я узнал, что есть такая штука, жизнь стала гораздо проще. Человек может активно работать 23 с половиной часа в сутки.

— Во сне работать?

— Конечно.

— Основные тезисы тайм-менеджмента?

— Составлять расписание. Закладывать гаранты. Четко понимать, что необходимо сделать. Вот, например, сегодня я маленько вспылил, когда узнал, что сейчас придется давать интервью. Потому что я вообще-то шел на геометрию! Я не был настроен разговаривать.

— Тайм-менеджмент был выстроен!

— Да! Мой тайм-менеджмент был готов: сейчас я иду на геометрию, затем я иду на «общество», потом — химия, биология. Свободное время. Репетиция. (Свободное время — условное, у меня есть дело: составлять расписание, закладывать гаранты.) Всегда носить с собой контакты людей, с которыми хочешь встретиться, и уметь разговаривать с людьми быстро и коротко.

— Понятно. Сообразно положениям тайм-менеджмента — о педагогах.

— Чудесные люди! Галина Васильевна Стафиевская, математик. Математик! Согласившаяся вести гуманитарный класс. Это кошмар (для неё). Но ведет. Мы ее понимаем. Она нам может донести все сложности и тонкости предмета. Александр Иванович Штальбаум, историк. Поразительный человек. Несмотря на то, что история — довольно консервативная наука, он всегда ищет, всегда пробует, всегда находит что-то новое. Моя классная руководительница Татьяна Витальевна Шмакова. За то, что она терпит наш класс до сих пор, ей надо бюст поставить! Потому что мы довольно тяжелый класс. Суперпедагог.
— Мечты, планы? МГИМО? Зачем играешь в «Умниках и умницах»? Для азарта? Что-то себе доказать? Или реально поступить в элитный вуз?

— Ах, вот как вы спрашиваете! То есть вопрос тоже «рогатый»? Насчет азарта. Азарт там приходит. Когда едешь туда, азарта нет. Если говорить о планах, о поступлении в вуз. Вершина пирамиды — МГИМО. И я думаю, если не дойти до самой вершины, если не встать на нее, не написать на вершине свое имя, то хотя бы приблизиться максимально к этой вершине. Знать, что я пытался, достигал. Что я искал.

P. S. Победители финальной игры «Умники и умницы» автоматически становятся студентами МГИМО. Всем участникам финала предоставляется право поступления в вуз вне конкурса. Покоряй вершины, Василий! PLUS ULTRA!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: