Новосибирск -2.1 °C

Созидание как жизненный принцип

25.07.2015 00:00:00
Созидание как жизненный принцип
Наша беседа текла как река, делая петли то в прошлое, то в настоящее, но неизбежно возвращаясь в главное русло — к сегодняшним заботам лидера ветеранской организации, когда в кабинет, постучав, вошел Сергей Дмитриевич Бутаков, председатель совета ветеранов дирекции управления движением.

Наша беседа текла как река, делая петли то в прошлое, то в настоящее, но неизбежно возвращаясь в главное русло — к сегодняшним заботам лидера ветеранской организации, когда в кабинет, постучав, вошел Сергей Дмитриевич Бутаков, председатель совета ветеранов дирекции управления движением.

Обращаясь к Петру Филипповичу Мысику, вошедший сказал: «Можно, я вас отвлеку на минуточку? Только рукопись покажу — сегодня отдаю книгу в печать».

Председатель совета ветеранов дороги, улыбнувшись, спросил: «Ты лучше скажи, зачем ты меня человеком-легендой назвал? Не слишком ли?» — «В самый раз, — ответил гость, нисколько не смутившись. — Вы свой железнодорожный стаж посчитайте, особенно с учетом ветеранской работы, не говоря уже о том, какие сложные периоды выпали вашему поколению… Это же рекорд настоящий!»

Живая энциклопедия
А ведь и правда! В свое время президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев вручил П.Ф. Мысику знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет» за номером два. Но если сложить трудовой железнодорожный стаж П.Ф. Мысика с теми годами, что он возглавляет ветеранскую организацию, получится более 60 лет. Это еще без учета его работы на производстве в студенческие годы, без учета мальчишеского труда в колхозе в полуголодные военные времена, о которых напоминает медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Не удивительно, что другой известный железнодорожник, в прошлом — начальник Кемеровской железной дороги, а затем губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев как-то назвал Петра Филипповича даже не легендой, а… живой энциклопедией Западно-Сибирской железной дороги.

Громкие, казалось бы, слова: человек с большой буквы, легенда, энциклопедия… Но кто бы ни говорил о председателе совета ветеранов ЗСЖД, от начальника дороги до коллег по его производственной и ветеранской деятельности, а также рядовых работников, неизбежно использует их, отдавая должное масштабу личности этого человека. Александр Шамов в своем очерке для газеты «Гудок», приуроченном к одному из предыдущих юбилеев П.Ф. Мысика, писал так: «С именем Петра Мысика связана целая эпоха в истории магистрали. Выпускник Новосибирского института военных инженеров транспорта, он за десятилетия верного служения своей профессии прошел путь от дежурного по станции до главного инженера и первого заместителя начальника одной из крупнейших железных дорог страны. И уже без малого двадцать лет возглавляет ее ветеранский штаб».

Фраза «один из юбилеев» — это тоже про него. И 70, и 75 лет — по нынешним временам очень крупные цифры, не говоря уже о 80. Но ныне Петр Филиппович готовится отметить 85-летие. Точнее, как раз наоборот, отмечать не планирует. Это дата в паспорте не спросит, хочешь ты или нет становиться старше, честно назовет возраст, а вот ветеран устраивать празднество не думает.

Этот год вообще богат на юбилеи, главным из которых для героя нашего материала безусловно является 70-летие Великой Победы. Потому мы беседуем с Петром Филипповичем о войне и ее отголосках в дне сегодняшнем, о том, как живет и развивается магистраль, о ветеранских делах, а еще — о жизненных принципах людей разных поколений. Но начали, конечно, с секрета его долголетия.

— Гены, Господь Бог, родители, люди, которые были рядом… Все они дали мне возможность дожить до этой большой даты. И всем им я за это искренне благодарен, в том числе и любимой работе, которой отдал всю жизнь, — сказал мой собеседник. И продолжил: — 2015 год для всех нас действительно выдался знаменательным. ЗСЖД, на мой взгляд, достойно участвовала во всех мероприятиях. Мы хорошо отпраздновали 70-летие Победы, 100-летие со дня рождения нашего знаменитого земляка Николая Александровича Лунина, другие памятные даты. А около месяца назад на дороге прошла ассамблея, в которой приняли участие президент акционерного общества «Российские железные дороги», начальники всех магистралей, топ-менеджеры компании. Думаю, что место проведения было выбрано не случайно: наша магистраль стала лучшей по итогам прошлого года, по дороге перевезено около 50 миллионов пассажиров, погружено более 280 миллионов тонн грузов. И объемы у нас самые большие — ЗСЖД обеспечивает более 23 процентов погрузки на сети дорог. Словом, здесь есть что показать, чем поделиться…

Западно-Сибирскую давно называют лабораторией передового опыта. Коллектив дороги во главе с ее начальником Анатолием Абрамовичем Регером поддерживает этот высокий статус. ЗСЖД сегодня самая компьютеризированная дорога России. Участники ассамблеи смогли воочию в этом убедиться, посетив мощнейший единый диспетчерский центр управления перевозками, недавно введенный в строй. Гости также побывали на нескольких предприятиях, посмотрели, как организован производственный процесс, оценили то, как традиции сочетаются с современным подходом, свежими идеями, поговорили о перспективах. Ни для кого не секрет, что среди главных ближайших задач компании и транспортной отрасли в целом — реконструкция Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, организация сети скоростного движения, что должно стать прорывом в развитии системы железных дорог, значительно повысить транспортную доступность восточных территорий страны, способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.

— Сегодня что важно? Вопросы повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта, его конкурентоспособности, как никогда актуальны грамотная логистика, снижение издержек. Мне самому приходилось решать эти задачи, когда работал главным инженером, первым заместителем начальника дороги, главным экономистом, — говорит Петр Филиппович.

Слушая его, я невольно оглядываюсь на более чем 60-летнюю железнодорожную биографию ветерана и понимаю, что с самого ее начала Петр Мысик никогда не оказывался в тепличных условиях, всегда его работа требовала максимального напряжения сил.

Всегда там, где труднее
— Дети и внуки насели на меня: ты столько книг написал, а ведь полную правду так нигде и не сказал: о репрессиях, о своем отце... Что тут возразишь?! Сначала нельзя было, потом не решался… Тот, кто знает, что такое жить с клеймом сына врага народа, меня поймет. А в прошлом году мы собрались и большой группой с внуками на нескольких машинах поехали туда, где я родился, где детство прошло…

Не скрывая охвативших его эмоций, Петр Филиппович рассказывает, как бродил по заросшим колхозным полям и крестьянским огородам, как только благодаря остаткам старой баньки, что стояла на краю, нашел место, где раньше находился родной дом, как лег на уцелевший «островок» фундамента и не сдерживал слез, бередя душевные раны, вспоминая… «Запомни, в этой земле похоронен твой пупок!» — говорила мне, мальцу, бабушка Татьяна. Тогда ведь бабки-повитухи, когда ребенок рождался, пупок не выбрасывали, а в землю закапывали», — сказал Петр Мысик.

Вспомнилось все. Как отца, колхозного счетовода, осудив по надуманному и несправедливому обвинению, отправили на урановые рудники. Как бабушку и маму с тремя детьми, из которых он был старшим, выкинули из родного дома… Как пацаненком оборонялся от волков, защищая колхозное стадо. Как с самого раннего возраста понял, почем она, корка хлеба. Как ломал спину тяжелым крестьянским трудом в лихое военное время…

Уроки детства не только закалили его, но и сформировали характер, научив стойкости, серьезному подходу к любому делу, ответственности, смелости в принятии решений. Это, вероятно, и стало главным фактором в его стремительно развивавшейся карьере, которая после окончания НИИЖТа началась на станции Славгород.

— Месяца три — четыре я поработал дежурным по парку. А затем Трофим Лукич Шаповалов, заместитель начальника станции, пошел к руководству и предложил: «Ставьте вместо меня этого мальчишку. Он толковый, справится!» В то время специалистов на таких станциях не хватало. Из инженеров — только начальник станции да я, — вспоминает ветеран.

Он освоился быстро. Научился разговаривать с рабочими, знал, что с них спрашивать, что им отвечать, как сделать так, чтобы распоряжения выполнялись беспрекословно. В то время станция Славгород не справлялась с промывкой: дело тормозила отсталая технология, которая не менялась, считай, век. Пётр Филиппович тогда дневал и ночевал на станции. Постепенно удалось вопрос решить. Затем изменили технологию подачи вагонов на элеватор, наладили систему ответственности за поступление порожняка, удлинили пути, отвели стоки грязных вод. И про людей не забывали — улучшали условия труда, сделали бытовки.

— Главная задача руководителя, инженера на производстве — организовать дело. Чтобы люди работали, чтобы каждый знал, чем он должен заниматься. Наладить контроль. Не менее важно создать такую атмосферу, в которой каждый ощущает себя нужным и чувствует ответственность за свой участок работы, — говорит П.Ф. Мысик.

Дальше словно пункты на карте — Купино, Камень-на-Оби, где после сдачи станции в эксплуатацию он стал ее первым начальником. Организовывал работу, формировал штат. Затем были Болотная, Новосибирск-Главный… И всегда Пётр Мысик оказывался в «гуще битвы», когда требовалось находить новые решения застарелых проблем, модернизировать производственную базу, внедрять новейшие технологии. Так, в начале семидесятых станция Новосибирск-Главный, расположенная на пересечении всех транспортных потоков из Европы в Азию, стала «узким» местом: длина путей не соответствовала длине поездов, и пассажирские не помещались на станции, хвосты оставались на стрелках. Часты были задержки поездов и срывы графика движения. Чтобы запустить современную технологию работы в сортировочном парке и на горке, необходим был новый пост централизации… И Мысик смело взялся за решение этих проблем.

Какое-то время станцию лихорадило, Пётр Филиппович даже выговор получил. В трудную минуту выручили железная воля и крепкий характер. А руководство, ценя деловые и организаторские качества смелого руководителя, уже в 1974 году бросило его на новый проблемный участок — назначило Мысика начальником Новосибирского отделения дороги. По объему грузовых перевозок Западно-Сибирская магистраль была тогда первой в стране, а по грузонапряженности и густоте движения ей не было равных в мире. И основная нагрузка ложилась на Новосибирское отделение.

— Один из самых замечательных людей, с которыми мне приходилось жить и работать вместе, — Пётр Семёнович Енин, — рассказывает П.Ф. Мысик. — Но не потому, что он герой. Как говорил Трубников, герой есть герой потому, что ему любое по сложности дело можно было поручить и он с этим делом справится. Он говаривал всегда: «Праздник — хорошо, а работа лучше!» Я запомнил эту фразу накрепко. Куда я его только не подключал. Помню, вместо локомотивщика назначил его заместителем начальника отдела по работе локомотивов и локомотивных бригад. Сами локомотивщики никак не могли справиться с проблемой, и он поначалу всячески отказывался: я не специалист, говорил. Но мой характер все же покрепче оказался — переборол я его, Енин дал согласие. И ведь справился, в чем я и не сомневался. Таких людей у нас на дороге, и в ветеранской организации в частности, немало.

Спустя годы в интервью журналистам журнала «Вокруг света», решившим написать очерк о «железной реке» Сибири — Транссибе, Пётр Филиппович откроет свою «формулу власти»: «Ты можешь брать ответственность на себя. Более того, ты обязан это делать, если ты настоящий начальник. Даже нарушить иногда что-то. А если боишься — не ходи в начальники».

Через несколько лет, уже в должности главного инженера магистрали, Пётр Филиппович вновь оказался на самом острие работы, связанной с выполнением специального постановления правительства страны о развитии Западно-Сибирской дороги и Кузбасского угольного комплекса. Надо было повысить провозную способность, а для этого поменять саму технологию грузоперевозок, увеличить длину и вес поездов.

— Мы всегда жили процессом творчества, новаторства, Трудились без устали… Я вам так скажу: от любимого дела устать нельзя! — говорит Пётр Мысик.
Строились новые вагонные и локомотивные депо, внедрялись автоматизированные системы управления. В 1978 году одновременно реконструировалось 39 станций. Такой огромный объем работы Пётр Филиппович вытянул вместе с командой единомышленников.

Первым заместителем начальника дороги Мысик проработал более десяти лет. Для него и для дороги это был крайне напряженный момент, период максимальных грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Для Западно-Сибирской дороги была характерна самая высокая грузонапряженность и интенсивность движения, самая высокая производительность труда и самая низкая в стране себестоимость перевозок. Коллектив дороги составлял тогда порядка 150 тысяч человек.

В 1988 году Пётр Мысик возглавил экономический блок управления дороги. Об этом периоде своей биографии он вспоминает и с болью, и с гордостью за то, что главное, несмотря ни на что, удалось сохранить.

— Экономика мне досталась в период перестройки, когда в стране царило тотальное безденежье. Одно время мы зарплату шпалами выдавали, угольщики — углем, некоторые предприятия — продуктами… Я хорошо помню послевоенные годы, тяжелые, но перестройка — не менее разрушительна по своим масштабам, по отношению к простым людям… До слез тяжело было видеть то, что мы теряли: разбирали «лишние» пути, закрывали станции. Ситуация вынуждала руководство отрасли принимать непростые решения. Но есть гордость. Гордость за то, что дорогу мы сохранили. Что не участвовал в разрушении. Наоборот, старались сберечь производственный потенциал, ценные кадры… Министр Геннадий Матвеевич Фадеев и наш начальник дороги очень много сделали в эти непростые годы для сохранения отрасли, — говорит П.Ф. Мысик.

Снова у руля
Сегодня Пётр Филиппович в ответе за многотысячную ветеранскую гвардию. На этом неспокойном посту он уже пятый срок. Вновь и вновь ветераны выбирают Мысика своим лидером, доверяя ему представлять их интересы, защищать, настаивать, просить, убеждать, спорить… Сам он не раз признавался: «На дороге я работаю давно, занимал очень ответственные посты, но так тяжело, как на этом общественном поприще, кажется, не бывало...» И все же ветеранская работа стала логичным продолжением его деятельности на дороге, продолжением жизни в родной стихии, в работе с людьми, с которыми сроднился душой. Потому-то он каждый день на месте. А люди все идут, идут и идут в совет ветеранов.

Конечно, огромную часть обычной работы на себя берут низовые советы, объединяющие бывших работников конкретных предприятий, дистанций, узловые, отделенческие советы, советы ветеранов дирекций в составе ОАО «РЖД». На главном же совете дороге лежит ответственность другого порядка — отстаивание интересов ветеранской организации в целом.

В книге «Созидатели отрасли», изданной в Москве к 30-летнему юбилею ветеранской организации ОАО «РЖД», есть такие строки: «Пётр Филиппович Мысик руководит дорожным советом 20 лет. За это время он подал много деловых, грамотных предложений «наверх», благодаря которым были внесены поправки в коллективные договоры и другие важные документы. В этой непростой и кропотливой работе дорожный совет руководствовался основополагающими документами…» Я бы еще добавила: руководствовался документами и главным принципом — сохранить то лучшее, что наработала ветеранская организация, сохранить уровень гарантий для бывших тружеников магистрали.

Пётр Филиппович прекрасно понимает, что в совет ветеранов со своими проблемами люди часто идут после того как безрезультатно обошли несколько властных кабинетов. Они, конечно, знают, что общественная организация не сильнее государства, но надеются — здесь их хотя бы уважительно выслушают, дадут совет и, скорее всего, помогут делом. И совет ветеранов помогает в самых разных ситуациях. Руководители дороги и профсоюзные комитеты всех уровней поддерживают деятельность ветеранских организаций. Начальник дороги порой лично по просьбе председателя совета ветеранов вникает в сложные ситуации и выискивает возможность оказать помощь. Огромную роль в социальной поддержке ветеранов играют Красный Крест и Благотворительный фонд, ведь не секрет, что людям преклонного возраста чаще всего требуется помощь на операцию и другие виды лечения.

— Замечательных людей у нас много, тех, что забывают о болячках, о домашних заботах и приходят в родные коллективы, потому что душа зовет. Искренне ценю и уважаю тех, кто не пожалел ни сил, ни здоровья и занялся общественной деятельностью, по-прежнему живет интересами дороги, ее заботами, оказывает помощь тому, кому в эту минуту труднее.

Это Пётр Филиппович говорит о своих соратниках, о большой армии активистов ветеранского движения, добросовестно работающих в советах ветеранов, в комиссиях по безопасности движения, в музеях своих предприятий, ведущих большую патриотическую работу. В истории ветеранской организации ЗСЖД много славных имен: Четверухин, Костенко, Садовский, Гончаров, Львов, Мизгулина, Харина, Акулинин, Батанин, Савченко, Еремчук, Овчаров, Скиба, Кузнецов и многих-многих других. Кого-то из них уже нет в живых. А кто-то и сегодня с горячим сердцем продолжает трудиться. Известны своими инициативами и большой подвижнической деятельностью ветеранская организация Чулымской дистанции пути во главе с Линой Петровной Агафоновой, Инской дистанции энергоснабжения, которой руководит Людмила Ильинична Роженцева, и другие замечательные коллективы.

Всего сегодня на Западно-Сибирской железной дороге 335 первичных ветеранских организаций, в которых более 70 тысяч ветеранов, в том числе 4 813 тружеников тыла, 434 участника войны и 41 узник лагерей. В настоящее время 468 человек удостоены звания «Почетный ветеран дороги», а 15 человек имеют звание «Почетный ветеран отрасли».

Памяти этой верны
Невозможно переоценить ту огромную работу, которая ведется ветеранами по сохранению исторической памяти: в личных мемуарах, на музейных стендах, на современных электронных и печатных носителях. В числе людей, много сделавших в этом направлении, Николай Архипович Акулинин, который долгое время возглавлял музей истории ЗСЖД. Сегодня его имя носит музей железнодорожной техники на станции Сеятель. Ежегодно устанавливаются новые памятники и мемориальных таблички в честь знаменитых железнодорожников на зданиях, где они жили или трудились. Их именами названы предприятия и учреждения ЗСЖД, в их честь проводятся спортивные состязания. На Кузбасском отделении проводится соревнование имени земляков — героев войны.

— Это не просто история людей моего поколения и наших предшественников. Это отличный пример для молодежи, как надо жить и трудиться. Недавно был снят фильм о трижды почетном железнодорожнике, Герое Социалистического Труда Николае Фёдоровиче Полякове. Его показали и у нас по телевидению, и в Омске, и в Москве. Многие его увидели и, я уверен, высоко оценили, — отмечает Пётр Филиппович Мысик.

С 2010 года на дороге проводится акция «Дорогой памяти — никто не забыт, ничто не забыто», самым активным участником которой стал Барабинский узловой совет ветеранов под руководством Владимира Яковлевича Львова. В канун 65-летия Победы участники войны и пять школьников-отличников проехали по маршруту Барабинск — Москва — Санкт-Петербург, побывали в местах воинской славы, привезли капсулы с землей с братских могил, где захоронены барабинцы. Следующая поездка, в которой принял участие Пётр Иосифович Муренин, участник Сталинградской битвы, пролегла по волгоградской земле. В 2013 году экспедиция отправилась по местам боевой славы на Курской земле, побывали в знаменитой Прохоровке, Белгороде. В составе группы был фронтовик, участник Курской битвы Владимир Михайлович Калинин. Еще через год новая экспедиция, в составе которой были ветераны войны П.И. Муренин и В.М. Калинин, посетила Брест, Прагу, Дрезден и Берлин.

Хорошо пополнилась в этом году и книжная коллекция совета ветеранов ЗСЖД. Группа энтузиастов во главе с П.Ф. Мысиком, которая в свое время помогла профессиональным писателям подготовить три фундаментальных издания — «Вековой путь на службе Отечеству», «Магистраль-1» и «Магистраль-2», накануне 70-летия Победы и двух других славных дат — 30-летия ветеранской организации и 100-летия со дня рождения Н.А. Лунина — подготовила и издала книгу «Живая связь поколений» и буклет, посвященный сибиряку-новатору.

Поскольку наша встреча с Петром Филипповичем состоялась незадолго до традиционного Дня железнодорожника, закончили мы беседу поздравлением от председателя совета ветеранов ЗСЖД:

— Искренне поздравляю своих ровесников, соратников. Почти всех я люблю, особенно тех, кто в своей душе нашел силы не порвать с родными коллективами, независимо от того, в совете он работает или просто навещает родное предприятие, чтобы узнать, как живут и трудятся сегодня наши дети и внуки, которые вместо нас дорогу сегодня ведут. Всем здоровья, хорошего настроения! Любви, заботы, внимания и в детях, и во внуках, и в правнуках… Будьте счастливы! Нам с вами есть чем гордиться!


P.S. В очерке использованы материалы книг, изданных советом ветеранов ЗСЖД и П.Ф. Мысиком, публикаций в прессе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: