Новосибирск 3.5 °C

Мы так богаты, что платим за плохие дороги?

01.04.2015 00:00:00
Мы так богаты, что платим за плохие дороги?
Теплая погода в начале третьей декады марта и сильный дождь 24-го числа полностью обнажили многие дороги от снега и льда. В принципе, особых сюрпризов не было — примерно это многие и ожидали увидеть: ямы, выбоины, трещины, колейность. Последующее похолодание вкупе с грядущими оттепелями радости нашим дорогам явно не доставит.

Есть ли надежда, что в Новосибирске и области дороги станут лучше? Эксперты опасаются, что ситуация с годами может только усугубиться

Теплая погода в начале третьей декады марта и сильный дождь 24-го числа полностью обнажили многие дороги от снега и льда. В принципе, особых сюрпризов не было — примерно это многие и ожидали увидеть: ямы, выбоины, трещины, колейность. Последующее похолодание вкупе с грядущими оттепелями радости нашим дорогам явно не доставит. Но проблема, как выяснилось, не только в погоде, хотя в череде отговорок дорожников именно эта причина чаще всего стоит на первом месте.

Посчитали — прослезились
В начале этого года был обнародован отчет Контрольно-счетной палаты (КСП) Новосибирской области по результатам проверки законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальным образованиям из областного бюджета на объекты дорожной инфраструктуры в 2013 году. Не обращайте внимание на дату — работа эта не быстрая, суть в другом. Аудиторы КСП выявили множество нарушений и неэффективное расходование средств, направленных на развитие дорожной сети. Среди главных претензий: дорожно-строительные организации завышают объемы проведенного ремонта дорог, а при укладке асфальта изрядно экономят на материалах.

Нажмите, чтобы изменить название

Скоро  эти ямы заделают,  но пройдет немного времени  и появятся новые. Фото Михаила ПЕРМИНА

Согласно долгосрочной целевой программе «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012 — 2015 гг.», фактические расходы областного бюджета на объекты дорожной инфраструктуры муниципальной собственности региона в 2013 году составили около 2,14 миллиарда рублей. Более половины этой суммы ушли в виде субсидий Новосибирску на строительство Бугринского моста, развязки на Южной площади, на капитальный ремонт и текущий ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. А вот без малого миллиард рублей получили сельские муниципалитеты, причем три четверти суммы (741,4 миллиона) предназначалось на ремонт дорог.

Контрольные мероприятия КСП в девяти муниципальных образованиях области выявили нарушения в семи из них. Администрациями МО необоснованно приняты и оплачены работы на общую сумму 4 миллиона 937 тысяч рублей, которые по закону должны быть возвращены в местные бюджеты. Кроме того, в своем отчете КСП приводит данные специализированных лабораторий СГУПСа, сотрудники которых проводили диагностику и оценку качества выполненных работ в 112 населенных пунктах 30 муниципальных районов Новосибирской области (кроме городских округов). Специалистами были обследованы 213 отремонтированных автомобильных дорог, всевозможные нарушения и отклонения от норм выявлены в 24 муниципальных районах на 81 объекте, что составляет 38 процентов от общего количества проверенных дорог. Цифры на самом деле удручающие!

Прибыльные сантиметры
Приблизительные схемы того, как сэкономить на качестве, а значит, и стоимости строительства в России, к сожалению, знает практически каждый школьник. Видимо, не заморачиваются по этому поводу и дорожники. Нормативные документы они нарушают по количественным и качественным показателям: по толщине и площади покрытия, по коэффициентам водонасыщения, уплотнения и прочее. Так, выяснилось, что в 2013 году в Колыванском районе на 11 отремонтированных автодорогах площадь покрытия оказалась на 19,1 процента меньше, чем принято по актам приемки выполненных работ. То есть пятая часть асфальта просто не «дошла» до потребителей. В селе Убинское при ремонте одной из улиц, мягко говоря, недосыпали щебеночно-песчаную смесь — всего 8 сантиметров вместо 24, которые отражены в документах. На другой улице работали чуть посовестливее — аж 10,5 сантиметра вместо все тех же 24. В Криводановке должны были положить слой песчано-гравийной смеси и щебня толщиной 30 сантиметров, а по факту оказалось 15. Этот список можно продолжать и продолжать. И я абсолютно не сомневаюсь, что когда появятся результаты аналогичных проверок по 2014 году, будет все то же самое.

Не кивать друг на друга
Объяснение этому простое: безответственность, безнаказанность и несовершенство законов — классическая русская птица-тройка. Главы сельских муниципалитетов неоднократно жаловались, что подобная ситуация их тоже не устраивает. Суммы контрактов на работу в селе, как правило, небольшие, и крупные, проверенные и с репутацией подрядчики просто не распыляются на «мелочевку». А на рынке толпится множество подрядной и субподрядной «мелюзги», которая готова до минимума обрушить цену на конкурсе, а потом оправдываться, мол, а что можно сделать за такие деньги, все же дорожает... Это мы сейчас исключаем коррупцию и сговор (этим пусть занимаются соответствующие органы), а просто говорим о кивании друг на друга и перекладывании ответственности.

Ну, хорошо, эту стадию, конкурсную, допустим, недобросовестные подрядчики проскочили. Но как они умудряются пройти через сито приемки? Почему не выполняются гарантийные обязательства, которые есть в каждом муниципальном контракте? В отчете КСП, направленном губернатору и Законодательному собранию Новосибирской области, четко указывается на отсутствие должного технического стройнадзора, несоблюдение требований Градостроительного кодекса РФ и других нормативных правовых актов, на нарушения и недостатки в работе не только муниципальных заказчиков и подрядных организаций, но и министерства транспорта и дорожного хозяйства области. И вот тут всем действительно стоит задуматься не о том, чтобы найти крайних, а постараться изменить сложившуюся систему. Иначе нам так и будут недосыпать и недостраивать на наши с вами бюджетные средства.

Ресурс исчерпан?
Говоря о дорогах, обойти стороной Новосибирск невозможно. В мегаполисе все проблемы области представлены в сконцентрированном виде. Тут если ямы, то десятки машин за день теряют колеса, если колея, то смертельная. Переходный сезон разрушения дорог на улицах города еще не завершен — ямы будут появляться и в апреле. Правда, их обещают оперативно заделывать. Но, по мнению координатора новосибирского отделения Федерации автовладельцев России и члена общественного совета при минтрансе области Владимира Кириллова, сейчас ситуацию нужно менять кардинально:

— Все мы знаем, что латать тришкин кафтан — занятие бесперспективное, где-нибудь все равно прорвется. Проблема в том, что у множества городских улиц и магистралей кончается ресурс, запас прочности. Люди помнят, что во многом благодаря стараниям общественников и в связи с удачной политической конъюнктурой в наш город поступило почти 1,5 миллиарда федеральных денег по программе «Новые дороги «Единой России». Тогда было отремонтировано 158 улиц Новосибирска. Но время идет, дороги изнашиваются, сейчас таких средств нет, и мэрия просто латает то, что возможно. Но зачастую не с лучшим качеством и не в тех объемах.

Ситуацию по дорожному ремонту этого года Кириллов и вовсе считает скандальной, а также мало освещаемой прессой. Напомним, что в конце декабря 2014 года мэрия Новосибирска объявила три конкурсных процедуры на ремонт городских улиц в 2015 году. Суммарная стартовая стоимость контрактов составляла 474 миллиона рублей. Победителей конкурса определи 19 января, а всего несколько дней спустя УФАС Новосибирской области нашла нарушения в действиях мэрии и потребовала отменить результаты трех аукционов. Дело в том, что мэрия не допустила к конкурсам компанию «Новосибирскавтодор», «так как она не представила сведений о производителе щебня». Антимонопольная служба установила, что при ремонте дорог должна использоваться асфальтобетонная смесь, а щебень входит в ее состав. Заказчик — МКУ «Управление дорожного строительства» — подтвердил, что участники аукционов не обязаны сообщать о нем отдельно. В итоге комиссия ФАС пришла к выводу, что заявки ОАО «Новосибирскавтодор» соответствуют требованиям законодательства, а недопуск компании к торгам неправомерен.

Ситуация, мягко говоря, двусмысленная: по сути УФАС выявил попытку отстранить от торгов сильного игрока под весьма формальным предлогом. Конечно, не факт, что «Новосибирскавтодор», третий год мучающийся с развязкой на улице Петухова, сделает дешевле и качественнее остальных, но ведь с другой стороны, что получается: конкурсы были «заточены» под своих? А между тем сроки выполнения муниципальных контрактов ограничены 1 сентября 2015 года, а капремонт (сейчас это называется «полное переустройство дорожного полотна») предстоит сделать на 477 тысячах квадратных метров дорог.

Мультигрейд как панацея?
Всего в текущем году разными видами работ запланировано привести в порядок около 900 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Это и ямочный ремонт, и текущий, и ремонты районных дорог в частном секторе города. И на все оставшееся, помимо «капиталки», еще 220 миллионов. Площадь, не сомневаюсь, покроют, но вот качество...

Городские дорожники обещают впервые опробовать вид ремонтных работ по новой технологии мультигрейд, которая представляет собой нанесение тонкого (всего три сантиметра) слоя уплотненной высокощебенистой асфальтобетонной смеси открытого типа, приготовленной на гелеобразном модифицированном вяжущем мультигрейде. Технологию планируется применить на улицах Дуси Ковальчук, Выборной и Фрунзе, при этом гарантийный срок эксплуатации составляет три года. Ну, не знаю: слова, конечно, очень красивые, и характеристики смеси впечатляют, но учитывая, что мультигрейд был запатентован в США еще в 1987 году, возникают сомнения в новизне технологии. Посмотрим, время нас рассудит, и что-то подсказывает, что три года нам ждать не придется.

Вообще, все эти истории с ежегодным ремонтом наших дорог очень сильно напоминают человека, который, вместо того чтобы купить хорошие, качественные, дорогие ботинки и носить их несколько лет, ежегодно покупает дешевые, которые к концу сезона расползаются. В итоге еще дороже получается. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи», — говорят в таких случаях. Так, может, мы настолько богаты, чтобы иметь дешевые дороги?

КСТАТИ
Особенности весеннего ремонта дорог в конце прошлой недели прокомментировал мэр Новосибирска Анатолий Локоть. По его словам, сошедший с дорог снег выявил серьезную проблему и ее принялись решать, засыпая асфальт в ямы на дорогах. Делается это в плохую погоду, на мокрое покрытие, но, как отметил Локоть, мера эта временная.

Жители Новосибирска публиковали в социальных сетях фотографии, как дорожники засыпают гальку и укладывают асфальт прямо в лужи в ямах. В мэрии города это назвали поддерживающим ремонтом дорог и объяснили, что делать это приходится даже при плохих погодных условиях, чтобы состояние дорожного полотна не ухудшалось и дальше. Уже в апреле дорожники приступят к текущему ремонту, основной объем работ должен быть выполнен к 9 мая.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: