Как шлагбаум соседей разделил
Что делать, если собственники запрещают чужим автомобилям сновать под окнами, перегораживают дорогу и тем самым не только осложняют жизнь соседей по микрорайону, но и работу экстренных служб? С другой стороны, как быть, если автодвижение во дворе становится все более напряженным и даже угрожающим...
Жители многоэтажного дома ограничили проезд машин у себя во дворе, и микрорайон раскололся на два враждующих лагеря
Что делать, если собственники запрещают чужим автомобилям сновать под окнами, перегораживают дорогу и тем самым не только осложняют жизнь соседей по микрорайону, но и работу экстренных служб? С другой стороны, как быть, если автодвижение во дворе становится все более напряженным и даже угрожающим, а попытки ввести ограничения наталкиваются на агрессию и непонимание? Появление шлагбаума на проспекте Дзержинского во дворе дома № 15 стало причиной затяжных внутриквартальных баталий. В поисках арбитров воюющие стороны обратились к депутатам.
В марте в Клуб избирателей Николая Мочалина поступил сигнал тревоги от жителей сразу нескольких многоквартирников Дзержинского района. Люди жаловались, что сквозная дорога, ведущая вглубь квартала, оказалась перекрыта после того, как жильцы дома № 15 установили шлагбаум.
Чтобы выяснить обстоятельства дела, актив Клуба избирателей организовал встречу с дзержинцами, на которую приехали депутат Законодательного собрания Новосибирской области Николай Мочалин, депутат Совета депутатов города Новосибирска Екатерина Митряшина и представители исполнительной власти.
«Поступают как хотят. О других не думают»
Общественники заявили, что все ограничения на проезд по дороге, ведущей вдоль дома, установлены незаконно, и пострадали от этого не только автомобилисты. Были случаи, когда машины скорой помощи нарезали круги, колесили по дворам и теряли время, вместо того чтобы оперативно спасать больных.
— Из-за этого шлагбаума терпят ущерб дети-сироты, — возмущается Любовь Середа, начальник хозяйственного отдела детского дома № 9. — Крупным машинам, которые вывозят мусор или доставляют в наше учреждение молочные продукты, подъехать очень сложно. Особенно зимой и весной, в период распутицы.
Посчитав, что жильцы дома № 15 самовольно захватили дорогу, принадлежащую городу, инициаторы встречи потребовали убрать шлагбаум и обеспечить свободный проезд.
У каждого своя правда
Жители дома № 15 подчеркивают, что решение ввести ограничения было принято «не от хорошей жизни». Многоквартирник расположен таким образом, что дорога под окнами «дублирует» автостраду на проспекте Дзержинского, и движение машин было здесь очень напряженным.
— Когда-то в нашем дворе парковались все подряд, кто и как хотел, а сегодня автомобили перестали носиться вдоль нашего дома, — наперебой объясняют участники собрания. — Как думаете, почему теперь у нас во дворе гуляют мамы с детьми со всего микрорайона? Потому что стало безопасно, можно не бояться, что дети окажутся под колесами.
— У подъезда, в котором я живу, постоянно ставили машины соседи из дома № 19, — вспоминает Нелли Кислица, одна из защитниц шлагбаума. — Когда мы с мужем приезжали, найти место для автомобиля было абсолютно негде. Пришлось защищать свои права. Заметьте, мы ничьей собственности не испортили, не повредили, а нам уже и угрожали, и шлагбаум поджигали… Вместо того чтобы тратить бурную энергию на борьбу с нами, лучше бы наши оппоненты починили внутриквартальные дороги, улучшили проезды к своим домам.
Доступ в ряд дворов действительно стал бы гораздо проще, если б удалось убрать ямы, рытвины и поправить асфальтовое покрытие. Так, к дому № 17 есть заезд с улицы Королёва, к дому № 19 — с проспекта Дзержинского, а к детскому дому № 9 — через улицу Промышленную. Впрочем, жители «несговорчивого» двора готовы пойти навстречу сиротам и их воспитателям — согласны открывать шлагбаум по требованию и пропускать обслуживающую технику, которая направляется к воротам детдома.
По букве закона
Мнения представителей власти по поводу сложившейся ситуации разделились. Начальник отдела энергетики, жилищного и коммунального хозяйства администрации Дзержинского района Леонтий Заливакин отметил, что придомовая территория является общедолевой собственностью, а значит, решение общего собрания жильцов установить шлагбаум должно учитываться.
Начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Дзержинскому району Валерий Зубков пояснил, что против разумных ограничений он не возражает.
— Наличие шлагбаума — не препятствие для проезда пожарной техники, поскольку он открывается и автоматически, и вручную, — прокомментировал Валерий Зубков. — Кстати, оборудованные шлагбаумами дворы чаще всего имеют такую расстановку техники, которая проезду пожарных не мешает. А во дворах, где проезд свободный, дороги нередко забиты до отказа.
Подытоживая дискуссию, Николай Мочалин напомнил, что решать все споры нужно в соответствии с законом. И хотя обстоятельства дела еще не выяснены, он вполне понимает возмущение людей, которые потеряли возможность пользоваться удобной внутриквартальной дорогой.
— Не думаю, что у жильцов дома № 15 есть документы, подтверждающие, что дорога находится в их собственности или аренде, — предположил депутат. — Если это так, решение собрания собственников не должно приниматься во внимание. Впрочем, даже если бы этот участок находился в собственности граждан, на мой взгляд, муниципальная власть должна была наложить сервитут, чтобы защитить права других жителей микрорайона.
Чтобы понять, кто все-таки прав, а кто виноват, Николай Мочалин и Екатерина Митряшина пообещали отправить депутатский запрос на имя мэра Новосибирска и уточнить границы собственности. Гражданам, которые будут отстаивать свои права в суде, законодатели пообещали содействие и юридическую помощь.
Вместе с тем парламентарии отметили, что безопасность дворовых территорий — вопрос номер один. Следовательно, скорость движения транспорта у дома № 15 нужно отрегулировать, а внутриквартальные дороги привести в надлежащий вид. Главное — вспомнить, что худой мир лучше доброй ссоры, прекратить вражду и договориться по-соседски.
КОММЕНТАРИЙ
Екатерина МИТРЯШИНА, депутат Совета депутатов города Новосибирска:
— Чтобы обеспечить транспортную доступность территорий микрорайона, следует обратить внимание на состояние дорог. В городе и области действует ряд программ, с помощью которых можно привести в порядок асфальтовое покрытие. Определенная ответственность лежит и на местных жителях, но как только речь заходит о содержании дорог, люди заявляют, что заниматься этими вопросами должен муниципалитет. В любом случае ограничивать проезд — не выход из положения. Представьте, что будет, если шлагбаумы появятся в каждом дворе? Лучший способ решать проблемы — идти навстречу друг другу.