Новосибирск 4.1 °C

Любить школу, а не бояться её

04.10.2014 00:00:00
Любить школу,  а не бояться её
Что надо для того, чтобы идти в школу с хорошим настроением? Бегать на переменах и получать удовольствие от новых знаний, дружить с педагогами и собственными родителями, ходить в походы и помогать бабушкам собирать картошку. Об этом нам накануне Дня учителя рассказали в одной из не совсем обычных новосибирских школ

Директор не совсем обычной школы рассказала, как помочь прожить детям чудесные школьные годы весело и с пользой

Школа № 83 известна в Новосибирске своими нестандартными подходами к обучению и воспитанию и тесным контактом с родителями. Дети, которые учатся здесь, не носят школьную форму, любят походы и благотворительные акции, играют в футбол и во весь дух бегают на переменах, успевая при этом неплохо учиться.

Каким должен быть учитель и как сделать так, чтобы ребенок и его родители не боялись, а любили школу? Об этом накануне Дня учителя мы поговорили с директором школы Светланой Гольцер и председателем попечительской организации Инной Ильиной.

Веселиться разрешается
Перед тем как начать беседу, мы прогулялись со Светланой Владимировной по школьным коридорам. Нам повезло, мы застали перемену и увидели в реальности все то, что пишут про эту школу, — девчонок, качающихся на качелях, бегающих сломя голову мальчишек. Как же они учатся после таких «скачек»?

Заходим в один из классов, знакомимся с ребятами. Дети журналистам рады — лес рук!

Первой к доске идет девочка по имени Ангелина.

— Я люблю школу, потому что мне нравится учиться и потому что здесь у меня много друзей, — рассказывает она. — Хочу получать новые знания — это всегда интересно, каждый день у нас особенный.

Почти все дети в школе № 83, как мы заметили, очень открытые и непосредственные. Они рвутся с парт и тянут руки, многим не терпится рассказать про недавние события — поход, уборку мусора на берегу реки, сбор урожая на огороде бабушки одной из учениц.

— Это была не просто картошка, это была помощь пожилому человеку, — с улыбкой вспоминает Светлана Гольцер. Мы уже сидим в ее кабинете, разговариваем о профессии учителя и многом другом. — Бабушка осталась очень довольна, накормила и напоила парным молоком целую ораву детей.

«Я не знаю, что такое дисциплина»
Во время перемены спрашиваем директора школы, как в «Умке» обстоят дела с дисциплиной. Творчество, походы и досуг — это понятно, но надо же еще успевать учиться...

— Понятие дисциплины для нас не рабочее, я не знаю, что это такое, — говорит наша собеседница. — Для меня важно, чтобы с первого класса дети учились самоорганизовываться. Готового рецепта, как этого достичь, у меня нет. Есть дети-хаотики, которые противоположны этой категории, им сложно, но даже они могут достичь той степени самоорганизованности, с которой им будет комфортно жить.

Есть категория успешности и неуспешности, развивает тему Светлана Гольцер, реализованности и нереализованности. Когда ребенок нарушает дисциплину — в традиционном понимании этого слова, значит, у него проблемы, которые надо решать.

Школа необычна не только тем, что здесь детям разрешается очень многое. Родители большинства учеников почти напрямую участвуют в образовательном процессе.

— Наши родители очень давно объединились в общественную организацию «Умка — 21 век», — рассказывает Светлана Владимировна. — У нас много проектов, есть правление, председатель общественной организации, родители собираются и вместе решают какие-то школьные задачи.

Дорога в будущее
В школе чувствуется атмосфера какого-то незримого взаимопонимания между учителем и ребенком. Как это создается?

— В нашей школе учитель — наставник, человек, который не игнорирует законы развития ребенка, — отвечает Светлана Гольцер. — Как учительство было построено в нашей стране? Учитель знает, как надо, и это «как надо» выдает. Сегодня понимание профессии меняется, педагог — это уже не банк знаний, это человек, который знает, как проложить маршрут ребенка, чтобы он получил необходимые ему знания и смог развить свои таланты и реализовать себя в будущем.

Разумеется, и родители тоже вносят свой вклад в создание атмосферы взаимопонимания. В общественной организации их учат не только отказываться от формального подхода «я отдаю вам ребенка, учите его», но и любить своих детей.

— Ресурс, который родители должны тратить на своего ребенка, не ограничивается рамками «одеть, накормить и записать в кружок», — делится своими мыслями Светлана Владимировна. — Надо постоянно работать, узнавать, какие базовые потребности есть в психике ребенка, и стараться их удовлетворить. Только так можно открыть для него дорогу в будущее.

Жить и радоваться здесь и сейчас
— Многие родители думают, что дети учатся в школе для того, чтобы потом начать хорошо и успешно жить, — присоединилась к нашей беседе Инна Ильина, председатель попечительского совета «Умка — 21 век». — Родителей мы приучаем к мысли, что надо делать все здесь и сейчас. Школа — это полноценная и важная часть жизни, и ее надо проживать вкусно и насыщенно.

Чтобы дети росли и учились с удовольствием, считает Инна Ильина, важен контакт родителей с детьми.

— Родительство очень многими понимается ограниченным образом — обеспечить некоторую инфраструктуру для ребенка и думать, что дальше все само сложится, — продолжает Инна Ильина. — Ничего само не складывается, надо тратить время на эмоции, обсуждать трудности, решать проблемы.

Масса интересного помимо школы
Во время нашей беседы со Светланой Гольцер и Инной Ильиной мы узнали, что в «Умке» развивают и даже приветствуют дистанционное обучение.

— Ребенок может на полгода уехать за границу, чтобы учить языки, но при этом он должен получать базовые знания, — рассказывает Светлана Владимировна. — Мы только за. Сегодня школа перестает быть главным институтом в жизни ребенка, надо себе в этом отдавать отчет. Многие дети с малых лет начинают погружаться в будущую профессию, это сегодняшняя реальность. Меня как педагога это нисколько не шокирует, и я понимаю, что есть масса интересного в этой жизни и помимо школы.

ДИРЕКТОР О ЛИЧНОМ
— Я не собиралась быть учителем, хотя очень любила филологию и училась в педагогическом университете. Это прекрасные годы, рядом со мной были потрясающие учителя, которым я благодарна... Как я попала в школу? Рос мой ребенок, я ему искала подходящую школу. Нашла и стала в ней работать. Меня пригласили, потому что там не хватало учителя русского языка и литературы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: