Яндекс.Метрика

Сибирский лес в правовом поле

Сибирский лес в правовом поле
В современном законодательстве есть понятие — земли лесного фонда. Именно на этих категориях земель и располагается зеленое богатство нашей страны. Но на практике лес растет еще и на землях населенных пунктов, землях сельхозназначения и других категориях земель.
К сожалению, несмотря на принятый несколько лет назад Лесной кодекс, немало вопросов по использованию зеленого богатства до сих пор остаются открытыми

В современном законодательстве есть понятие — земли лесного фонда. Именно на этих категориях земель и располагается зеленое богатство нашей страны. Но на практике лес растет еще и на землях населенных пунктов, землях сельхозназначения и других категориях земель. Между тем Лесной кодекс не всегда в полной мере регулирует лесные отношения именно на этих землях. Раньше лесной фонд делился на государственные леса и леса, расположенные на землях сельхозназначения. Из-за последних и возникает множество проблем.

Чтобы разобраться в вопросах организации лесопользования на землях населенных пунктов и сельхозназначения, департамент лесного хозяйства Новосибирской области организовал и провел семинар-совещание для глав муниципальных образований, на котором подробно обсудили вопросы ответственности и компетенций органов местного самоуправления.

Землей распоряжайся, а за лес можно ответить
Новосибирская область, хотя и считается малолесной, лесами богата. Их площадь составляет 6 миллионов 433 тысячи гектаров, то есть чуть меньше половины всей площади НСО. Все земли РФ имеют свое назначение и подразделяются на семь категорий: сельхозназначения, населенных пунктов, промышленного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда и запаса. На всех семи категориях земель произрастает лес.

В нашем регионе около двух миллионов гектаров леса в государственном кадастре недвижимости числятся на землях сельскохозяйственного назначения — это так называемые в прошлом сельские леса. Хотя по закону эти леса должны быть отнесены к землям лесного фонда. А ведь этими территориями распоряжаются органы местного самоуправления, причем, казалось бы, на вполне законных основаниях отдавая их под застройку, бизнес и муниципальные нужды.

— Бывает, что люди строят дома, получают кадастровые номера, — рассказывает Валентина Мурашкина, генеральный директор Дубровинского лесхоза, — а когда наши специалисты приходят с навигатором и делают замеры, то выясняется, что застройки занимают земли государственного лесного фонда. Приходиться обращаться в суд.

В Новосибирской области есть прецеденты, когда людей лишают имущества. Так, например, в Коченёвском районе бизнесмену предписано снести придорожный комплекс стоимостью шестьдесят миллионов рублей. При проверке оказалось, что постройки находятся на землях лесного фонда. Бизнесмен получал разрешение на застройку у главы района. Сегодня документы по этому делу находятся в суде.

Как избежать подобных коллизий? От этом говорили на совещании в Дубровинском лесхозе, чтобы собравшиеся могли на месте перенять в том числе и опыт по защите лесов от пожаров. Участниками мероприятия стали главы муниципальных образований Мошковского и Болотнинского районов, сотрудники департамента лесного хозяйства Новосибирской области, директора лесхозов. Департамент лесного хозяйства предложил районам реальный способ решения этой насущной проблемы.

— Очень трудно сегодня на уровне района определить, где земли чисто сельхозназначения, находящиеся в полномочиях районных органов власти, а где земли сельхозназначения, но покрытые растительностью, государственного лесного фонда, — отмечает Сергей Швец, руководитель департамента лесного хозяйства. — Поэтому мы сегодня, когда проходят какие-то мероприятия по переводу земель сельхозназначения в другую категорию, советуем с нами обязательно вести согласования.

Понимая всю остроту и актуальность проблемы, в Новосибирском районе депутаты районного Совета депутатов разработали порядок обращения с лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения. В этом вопросе раз и навсегда надо расставить точки над i. Необходимо, чтобы главы районов и главы муниципальных образований четко понимали, как надо заниматься лесопользованием, какие именно вопросы находятся в их компетенции и как их надо решать.

Ведь, кроме всего прочего, не за горами пожароопасный сезон. Если не проводить своевременно противопожарные мероприятия, последствия могут быть самыми печальными. Поэтому уже сейчас надо добиться четкого понимания того, кто должен нести ответственность за сохранность лесов, расположенных на землях сельхозназначения.

Кадастровый учет необходимо приводить в порядок. Но на это уйдет уйма времени: в масштабах области — годы, отмечают специалисты. Например, в Болотнинском районе около 9 000 гектаров земель, покрытых лесом, не входят в состав земель лесного фонда. Потому и проблем немало в этих вопросах. На севере района находятся бор и кедрач, а южнее много лиственных массивов вблизи населенных пунктов, где кругом земли сельхозназначения. Сегодня власти района возлагают большие надежды на лесоустроительные работы.

— В этом году в районе начата так называемая лесная перепись. Все лесные насаждения будут четко прописаны в официальных документах с учетом их использования, а затем лесные массивы будут поставлены на кадастровый учет, — говорит Виктор Франк, глава администрации Болотнинского района. — Что это нам даст? Нам будет проще распоряжаться теми или иными категориями земель, где находится лес, без оглядки и опасения, что можем нарушить закон.

Сейчас среди территорий Новосибирской области в качестве примера хорошей работы по лесоустройству и развитию кадастра приводят Мошковский район.

Впрочем, здесь на разграничении гослесфонда дело не заканчивается. В правовом вакууме остаются муниципальные образования районов области. Не знают, что делать с зеленью в поселках. Доходит до того, что не могут убрать поваленное ветром дерево — незаконно. До запада, где каждый цветок на учете местных мэров, нам далеко, но выход есть. В департаменте лесного хозяйства предложили муниципальным властям принять свое зеленое законодательство. Такой опыт есть в Новосибирском районе, и его пример предлагают взять на вооружение.

— Действующее законодательство не устанавливает порядок использования лесных насаждений, подведомственных муниципальным образованиям, но как-то выходить из положения надо, и следует это делать в рамках правового поля, — считает Вячеслав Дубовицкий, заместитель руководителя департамента лесного хозяйства Новосибирской области. — Мы предлагаем следующее решение: каждый район должен выработать положение об использовании лесных насаждений, или, иными словами, разработать свой собственный лесной мини-кодекс. А затем сессии районных советов должны будут утвердить их.

Непростые вопросы
По мнению Вячеслава Дубовицкого, при разработке внутрирайонного положения об использовании нужно обратить особое внимание, к примеру, на то, кто именно будет выдавать разрешение на заготовку древесины. В каких случаях глава района или муниципального образования обязан будет выдать разрешение на тот или иной вид использования лесных ресурсов (всего их существует 16 видов).

Главный вопрос — кто будет заниматься охраной и защитой лесов? Если вдруг в лесу, расположенном на землях, подведомственных органам местного самоуправления, произойдет возгорание, кто будет его тушить? Кто должен проводить противопожарные мероприятия, допустим, создавать минерализованные полосы, вести мониторинг, производить очистку леса от сухостоя? Все эти моменты должны быть четко прописаны.

Зона ответственности
У участников семинара-совещания возникло немало вопросов. Например: кому должна принадлежать древесина, которая остается после санитарных рубок под линиями электропередачи? А это вовсе не мелочь: в Новосибирской области ежегодно таким образом вырубается примерно 150 тысяч кубометров.

Или взять вопрос с дровами. Понятно, что далеко не во всех населенных пунктах Новосибирской области есть центральное отопление или, к примеру, газ. Подавляющее большинство сельчан отапливают свое жилье по старинке, дровами. И тут тоже много вопросов: к примеру, сколько дров надо выделять на каждый дом, кто имеет право на их приобретение по льготной цене и так далее.

В Мошковском районе, к примеру, этим занимается Дубровинский лесхоз. На одно домовладение в год выделяется 14 кубометров дров. Четко определен и порядок действий: человек подает заявку главе муниципального образования, тот составляет список желающих приобрести дрова и заключает договоры с лесхозом. Полезный опыт мошковцев, наверное, пригодится и жителям других районов.

Собравшиеся приняли решение в течение месяца подготовить внутрирайонные положения об использовании лесных насаждений. Решение этого вопроса стало основным итогом семинара-совещания.

— На территории Мошковского района все леса поставлены на кадастровый учет, поэтому можно четко сказать, кому что принадлежит и кто за что отвечает. Леса Болотнинского района должны быть поставлены на учет не позднее июня 2014 года, — подводит итог Сергей Швец. — Полагаю, что сегодня мы четко проговорили, каким должен быть порядок использования лесов и каким образом необходимо осуществлять контроль над лесными насаждениями, расположенными на землях, подведомственных муниципальным образованиям. Наш департамент, в свою очередь, готов оказывать всю возможную помощь и поддержку. Ведь мы выполняем общую важную задачу — сохраняем и приумножаем лесное богатство нашей области.

Для лесной отрасли, впрочем, как и для муниципальных властей, нынешний год знаковый. Найдены пути решения многих проблем. Тех, до которых руки ранее не доходили или, скорее всего, не было понимания и примеров, как это делать. Главное, к чему надо прийти, — это порядок и ответственность на каждой территории.
Материалы на эту тему
Поделиться:
Копировать