Столица Сибири… Воображение сразу рисует широкие проспекты, высотные здания из стекла и бетона, мосты, как на крыльях перелетевшие через Обь, уютные жилые кварталы. Это наш город, наш Новосибирск. И немалая заслуга в том, что он имеет истинно столичный облик, принадлежит труженикам дорожной отрасли, которые 20 октября отмечают свой профессиональный праздник. Город булыжных мостовых Новосибирск — город необычный, и в первую очередь из-за чрезвычайно быстрых темпов роста. Хотя и трудно себе представить, но каких-то сто лет назад это был маленький городок, насквозь провинциальный, с узкими кривыми улочками, покрытыми пылью летом, грязью — в межсезонье, и занесенными снегом зимой. Ни о каком благоустройстве в нынешнем понимании этого слова не было и речи. Дороги, то есть улицы, были в основном грунтовыми, мощение велось эпизодически. Об этом свидетельствуют исторические источники. Оно и понятно — у молодой советской власти с деньгами было не очень, да и задачи стояли более важные, чем городское благоустройство. К 1927 году дело сдвинулось с мертвой точки. Тогда президиум Горсовета принял решение о мощении Владимировской и Сухарной улиц, а также улицы Большевистской от Павловского переулка до завода «Труд». Но средств в бюджете по-прежнему не хватало, деньги собирали буквально всем миром — Винсклад внес 5 000 рублей, завод «Труд» — 2 000. Такое или примерно такое положение дел сохранялось до начала тридцатых годов, пока страна не взяла курс на индустриализацию. Стало понятно, что строить заводы и фабрики, не имея нормальных дорог, просто бессмысленно: доставка любого груза, если она вообще возможна, становилась дороже в разы. Однако, к сожалению, планы выполнялись далеко не всегда. Кстати, улицы в то время в основном мостили булыжником, реже брусчаткой, или покрывали асфальтом. Первые шаги Город рос и развивался, и в качестве основной задачи 1935 года была названа концентрация всего крупного строительства на главных магистралях города. Это Красный проспект, улицы Советская, Серебренниковская, Мичурина, проспект Сталина. Причем Красный проспект, визитную карточку Новосибирска, тогдашние отцы города планировали начать асфальтировать, бульвар обложить каменным бордюром, установить 300 ярких фонарей. Постепенно в городском благоустройстве начали применять новые для тех времен технологии. Если раньше асфальт готовили в передвижных битумных котлах, знакомым нам по фильмам о беспризорниках 20-х годов, то в 1936 году Горсовет закрепил за Гордорконторой земельный участок для строительства асфальтобетонного завода. В том же году замощено уже 92 и перемощено 56,4 тысячи квадратных метров улиц, заасфальтировано по готовому основанию 57,7 тысячи квадратных метров улиц и площадей. Но все равно этого было крайне мало. Поэтому городские власти приняли решение за третью пятилетку, с 1938 по 1942 год, увеличить площадь асфальтированных дорог в пять раз. Иными словами, весь центр города за эти пять лет должен был приобрести цивилизованный облик. Увы, этим планам не суждено было сбыться. Помешала война. Послевоенные годы трудно назвать безоблачными, но и в это тяжелейшее время, в конце сороковых — пятидесятых годах, планирование дорожных работ в основном подчинялось нуждам быстрорастущего города. Генеральный план города предусматривал строительство широких улиц и проспектов, как правило, с просторным бульваром посредине. Однако в реальности большинство улиц строилось с шириной проезжей части 7 — 9 метров. Нужно было как можно скорее увеличить протяженность улично-дорожной сети. В то время ежегодно строили по 40 — 50 километров новых дорог, это десятки новых улиц. Именно тогда на карте Новосибирска возникли Гусинобродское шоссе, улицы Первомайская, Троллейная, Блюхера, Челюскинцев, Петухова (Турбинная), Сибиряков-Гвардейцев, Каменская и многие другие. К началу шестидесятых годов практически все жилые районы, промышленные площадки, коммунальные зоны уже были связаны между собой. Новый символ Новосибирска В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов дорожная отрасль находилась на подъеме. Именно тогда большинство городских улиц и площадей приобрели современный вид. При этом в восьмидесятые годы практически все средства, выделяемые на дорожное строительство, направлялись на строительство метро и благоустройство территорий после проходки тоннелей. Фактически заново была выполнена проезжая часть Красного проспекта от площади Ленина до площади Калинина, построена Октябрьская магистраль, восстановлены проспект Маркса, улицы Челюскинцев и Гоголя. Продолжалось и строительство улицы Ипподромской, первой в городе магистрали непрерывного движения. Дорожное строительство не прекращалось даже в трудные девяностые годы, когда основными средствами платежа являлись векселя и зачеты. Так, в 1992 году была расширена улица Станционная от бетонного завода до завода медпрепаратов. Одновременно областными дорожниками закончено строительство новой дороги до аэропорта Толмачёво, которая почти в два раза сократила путь в аэропорт. В последние годы мэрия вынуждена была сократить объемы строительства новых дорог — все средства городского бюджета направляются на возведение крупных инженерных сооружений. Продолжается строительство крупной транспортной развязки на пересечении Красного проспекта, улиц Большевистской, Фабричной и Ипподромской. Начато строительство путепровода через железнодорожные пути на Советском шоссе, который позволит ликвидировать одну из самых больших пробок города. Ну и, безусловно, важнейшим объектом для города является третий мост, имя для которого сегодня выбирают всем миром. Как назовут его — Бугринским, Столыпинским, Тихим, Радужным? Пока неизвестно. Но в конце концов это не так уж важно. Куда важнее другое: мост будет и станет украшением Новосибирска, сибирской столицы, которая всего за сто лет превратилась из провинциального городка в суперсовременный мегаполис. ГУБО — 70 лет! Главное управление благоустройства и озеленения мэрии в нынешнем году отмечает свой семидесятилетний юбилей. Именно коллективу этого управления принадлежит немалая заслуга в том, что город на Оби выглядит чистым и ухоженным. Созданное в далеком военном 1943 году, в своем нынешнем виде Главное управление благоустройства и озеленения существует с 1 января 1995 года, после реорганизации ПУ «Горкоммунавтодор». На момент создания в ГУБО было семь дорожно-эксплуатационных управлений, управления «Гормост», «Горсвет», «Горзеленхоз». Позднее к ним добавились муниципальные управления «Горфонтан» и Новосибирская городская служба парковки. Сегодня в штате подразделений ГУБО трудятся 2 500 человек.
Дороги, устремлённые в будущее
Столица Сибири… Воображение сразу рисует широкие проспекты, высотные здания из стекла и бетона, мосты, как на крыльях перелетевшие через Обь, уютные жилые кварталы. Это наш город, наш Новосибирск.