Родной — значит любимый

Перед каждым учителем русского языка стоит непростая задача: с одной стороны, его предмет — родной и знакомый с детства практически для каждого ученика, с другой стороны, русский — один из самых сложных языков в мире. Учитель русского языка и литературы биотехнологического лицея-интерната № 21 наукограда Кольцово Елена ОБРАЗЦОВА справляется со своей задачей «на отлично», недаром в этом учебном году ее методические разработки урока русского языка для восьмиклассников победили на конкурсе Министерства образования РФ «Мой лучший урок».
Не только обязательные экзамены, но и радость первых научных открытий мотивируют школьников осваивать премудрости русского языка Перед каждым учителем русского языка стоит непростая задача: с одной стороны, его предмет — родной и знакомый с детства практически для каждого ученика, с другой стороны, русский — один из самых сложных языков в мире. Учитель русского языка и литературы биотехнологического лицея-интерната № 21 наукограда Кольцово Елена ОБРАЗЦОВА справляется со своей задачей «на отлично», недаром в этом учебном году ее методические разработки урока русского языка для восьмиклассников победили на конкурсе Министерства образования РФ «Мой лучший урок». На вопрос про секреты профессии у Елены Геннадьевны моментально готов ответ: «Нужно по-настоящему любить предмет, только тогда можно привить детям уважение к родному языку и показать его красоту». — То есть у вас после школы сомнений не было, куда поступать? Сразу знали, какое дело станет любимым? — Пожалуй, так. Мой собственный опыт демонстрирует, насколько влияет личность педагога на самоопределение ученика. Я окончила школу в Барышево. У нас была замечательная учительница русского и литературы. О ней могут быть разные отзывы, но самое главное — она никогда не была равнодушной, всегда что-то придумывала для нас. Я решила пойти по ее стопам и поступила на отделение филологии пединститута. Надо сказать, что сначала меня больше интересовала литература, но опять конкретные личности сыграли роль в моей жизни: в педагогическом университете замечательная кафедра русского языка и методики его преподавания. Там собрались настоящие профессионалы. Словом, русский язык увлек меня настолько, что диплом я защищала уже по его образности. — А каким образом школьный учитель может привить любовь к родному русскому языку? — Очень важно, чтобы ребенок постоянно делал на уроках какие-то открытия, лишь тогда предмет для него будет интересным и любимым. Конечно, сейчас учителю сложно: столько информации в открытом доступе, что ребенка надо еще суметь удивить, тем более приучить к сотворчеству! Важный момент, чтобы ученик мог еще и поделиться своим открытием, поэтому мне нравится организовывать работу в группах на уроке. Ребята получают задания, а потом объясняют друг другу обнаруженные правила и закономерности. Материал так усваивается легче, к тому же такие мини-открытия заставляют задуматься и о продолжении своих поисков. Например, в рамках декады русского языка у нас в школе проходит научная конференция, затем ребята участвуют в муниципальном этапе, и дальше, кто знает, может, выберут филологию в качестве своей специальности. Ведь несмотря на то, что главными для нас являются естественно-научные профили, мы придерживаемся правила — высокое качество образования по всем направлениям. Кстати, в декаду русского языка мы проводим и другие мероприятия. Одно из самых любимых учениками — «Живые газеты». Суть в том, что классы постарше объясняют что-то новое младшим классам — приносят «новости». Например, старшеклассники готовят газету про Тютчева в честь юбилея поэта, а мои пятиклассники рассказывают в начальной школе про памятники русским буквам. — Получается, чтобы ребенку объяснить, каков его язык, надо показать, как взаимодействуют язык и культура? — Хотя предметы «русский язык» и «литература» в школьном курсе автономны, для меня как педагога абсолютно ясно, что их нельзя разделить. А произведения литературы невозможно освоить без знания истории, так что и этот курс должен идти параллельно. Кстати, происхождение слов, история языка сама по себе тоже одна из интереснейших тем для учеников. Недавно мы с пятиклассниками на уроках развития речи узнавали, откуда пошло слово «допотопный». Ребята были поражены, как много информации может нести в себе одно маленькое слово. А так как на уроках русского мы как раз проходим тему «Лексика», то решили написать такое сочинение: «Какое слово меня удивило». Очень трогательные работы получились про слова «мама», «добро» и «спасибо»... — Ученики вас радуют, но все-таки нет ли у вас как филолога беспокойства из-за изменений, которые происходят в родном языке и отражаются в речи молодого поколения? — Не бывает, чтобы язык не менялся. Меняется быт, появляются новые технологии — язык это фиксирует. Меня расстраивает одно: дети стали меньше читать, больше общаться в Интернете и по телефону с помощью коротких сообщений: «да», «нет», «ок». Уходит яркая образность, присущая нашему языку, — это печально. Однако мои ученики меня действительно радуют. Конечно, основной мотивацией научиться говорить и писать правильно для них являются итоговые экзамены. Но вижу: для ребят важно и то, как звучит их родной язык сегодня, сейчас. Например, они всегда поправят, если кто-то не так поставит ударение. Выясняя, кто прав, обязательно заглянут в словарь. А мы, учителя, стараемся держать высокую планку. СПРАВКА Елена Образцова — победитель в номинации «Урок русского языка» VII Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Вместе с дипломом победителя педагогу из Кольцово вручили медаль «За службу образованию». Всего из 150 участников первые места в номинациях, соответствующих школьным предметам, получили 12 учителей. ФАКТ Международный день родного языка по инициативе ЮНЕСКО отмечается с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию планеты.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент