Новосибирск -5.2 °C

Людмила НЕКРАСОВА: «Мне нравится нынешнее поколение детей»

14.02.2013 00:00:00
Людмила НЕКРАСОВА: «Мне нравится нынешнее поколение детей»
Лучший учитель области работает в новосибирском лицее № 130 имени академика М.А. Лаврентьева. Это звание учитель биологии Людмила Некрасова заслужила на профессиональном конкурсе 2012 года, а свое призвание нашла… случайно. После окончания Новосибирского государственного университета по специальности «биология» (специализация — «цитология и генетика») она поступила в аспирантуру, три года работала в научно-исследовательском институте. Но оказалось, что таланты Людмилы Андреевны находятся скорее не в научной, а в педагогической сфере.

Чтобы добиться высоких результатов, нужно изначально считать своих учеников самыми талантливыми

Лучший учитель области работает в новосибирском лицее № 130 имени академика М.А. Лаврентьева. Это звание учитель биологии Людмила Некрасова заслужила на профессиональном конкурсе 2012 года, а свое призвание нашла… случайно. После окончания Новосибирского государственного университета по специальности «биология» (специализация — «цитология и генетика») она поступила в аспирантуру, три года работала в научно-исследовательском институте. Но оказалось, что таланты Людмилы Андреевны находятся скорее не в научной, а в педагогической сфере.

Призвание без оправданий
— Людмила Андреевна, вы начали и успешно продолжаете свою карьеру в одной из лучших школ Новосибирска…

— Вокруг нашего лицея много легенд. Будто бы сюда попасть можно только по протекции, а учатся здесь «только дети академиков» — вот, мол, и добиваемся мы высоких результатов. На самом деле к нам приходят учиться вроде бы обычные дети, в которых мы стараемся раскрыть самое главное, самое лучшее.

Если говорить о призвании, то я вовсе не из Академгородка, а приехала из Кемеровской области. Когда училась в аспирантуре, мне понадобилась подработка. Я просто позвонила в школу, меня пригласили на собеседование и сказали: «Вы нам подходите, работайте!» Вот так все просто. Что касается второй легенды про очень умных детей, то она нам только помогает. Мне кажется, это потому, что мы по-настоящему уверены в том, что у нас учатся очень умные дети. Я захожу на урок и разговариваю с ними как с очень умными, а они в свою очередь отвечают мне как очень умные. Получается, рука руку моет (cмеётся).

— Тяжело ли работать учителем без специального образования?

— Да, до сих пор порой чувствую нехватку базового педагогического образования. Мне помогают курсы повышения квалификации, и с детьми, считаю, очень повезло. Можно сказать, они разрешают мне учиться «на себе». Да, педагогическое образование необходимо учителю, но в то же время, я уверена, школа может приглашать к себе и других, нужных ей специалистов. Ситуация с зарплатами выправилась. Хотя, разумеется, учителями работать могут не все, так как учитель не должен себя оправдывать тем, что «он тоже человек». Здесь нужно быть очень тонким, очень осторожным, как и во всякой опасной профессии, потому что очень велик риск навредить хрупкой, ранимой душе ребенка.

Кем стать?
— Вы упомянули, что учителя сейчас зарабатывают достойно. Повлияло ли это на престиж профессии, авторитет учителя в обществе?

— Конечно, каждый конкретный человек должен сам заботиться о своем авторитете и зарабатывать его своими поступками. Уважение как к профессионалу приходит к учителю с опытом. Нельзя сказать, что дети и родители не уважают учителей. Есть конкретные истории, и нужно разбираться в конкретных обстоятельствах. Но мое мнение здесь где-то посередине. Очень некрасиво, когда профессиональный праздник превращают в день воспоминаний неудачных и по-настоящему трагических историй из практики учителей, забывая об абсолютном большинстве противоположных результатов. Тут государству нужно защищать своих служащих, и стоит предусмотреть особую целевую программу для поддержки статуса профессии.

— Людмила Андреевна, каким образом школа может помочь ученикам выбрать верную профессию?

— Не секрет, что многие студенты на первом-втором курсе бросают учебу, разочаровавшись в ней. Здесь я вижу и недоработки школы — значит, не объяснили вовремя, не рассказали четко. В моей практике наибольший эффект дают неформальные встречи ребят с высококлассными профессионалами, добившимися успеха в области, смежной биологическому образованию. В Новосибирске для проведения подобных интерактивных уроков дефицита в героях нет. Новосибирский государственный университет и Сибирское отделение РАН часто предлагают нашим ученикам интересные экскурсии: дают заглянуть в каждый уголок, подробно рассказывают о своих проектах, показывают их. Вот и в Дни науки мой класс, например, был в Новосибирском государственном университете на факультете естественных наук. Для школьников это так важно: серьезные исследователи общаются с ними запросто, доступно стараются объяснить суть своих исследований. Конечно, у детей глаза горят, все хотят поступать в НГУ. Так что нам, можно сказать, повезло: мы расположены в уникальном месте, где ученые так активны. А вообще было бы правильно, если б каждая школа имела возможность наладить такие взаимоотношения с работодателями в своем районе, чтобы давать ребятам четкие представления о востребованных экономикой именно этого района профессиях. Нужно начинать профориентацию как можно раньше, общими усилиями.

Закрепить статус
— Наверное, то, как школа ведет профориентационную работу, могло бы быть критерием эффективности ее деятельности. Правда, его сложно подсчитать. Достаточно ли, на ваш взгляд, легко высчитываемого среднего балла ЕГЭ, чтобы судить, успешна или не успешна школа?

— В юбилейном выпуске газеты санкт-петербургской гимназии № 56, которая очень близка нам по духу, мы подсмотрели критерии для оценки эффективности учебного заведения, и я считаю их очень удачными. С одной стороны, это критерии со знаком плюс — ЕГЭ и результаты Всероссийской олимпиады школьников, с другой стороны, со знаком минус — количество жалоб на школу и количество травм. Хотя на нас, случается, жалуются, но тот факт, что администрация школы способна решать эти вопросы сама, не доводя до вышестоящих инстанций, тоже показатель эффективной работы. Здоровьесбережение — важный показатель и для конкретных мам и пап, и для всей страны. Родители должны быть уверены, что в школе их ребенок в безопасности, а государство заинтересовано иметь здоровое поколение. Действительно, мы подошли к такому моменту, когда нужно обосновать свой статус, показать, какие результаты за ним стоят. Например, в нашем лицее нет никакого беспокойства, что закон об образовании нивелирует звания «лицей» и «гимназия». Мы не боимся потерять вывеску, ведь наши результаты говорят сами за себя. Но, знаю, есть гимназии и лицеи, которые не могут похвастаться чем-то выдающимся, и в то же время есть общеобразовательные школы, которые без повышенного финансирования за статус добиваются успехов.

— Грядущий мониторинг сферы образования может потребовать новых отчетов, а вы как завуч наверняка и так их подаете немало…

— Действительно, бесконечные отчеты — это единственное, на что я могу пожаловаться. Меня устраивают образовательные стандарты, нравится ЕГЭ, очень нравится современное поколение детей. Мне нравится моя работа, но отчеты — это то, что постоянно меня отвлекает. Каждое утро мне приходят запросы, на которые надо ответить срочно, лучше — еще вчера. Кажется, дети думают, что завуч — это такая сумасшедшая тетенька, которая постоянно забегает на урок, что-то шепчет учителю на ухо и записывает на бумажку, или говорит: «Я за ними послежу», отправляя учителя что-то написать. К тому же есть оборотная сторона высоких результатов: чем лучше работаешь, тем больше отчетов с тебя требуют, почему ты так хорошо работаешь. Например, мы очень гордимся нашими олимпиадниками-победителями, но перед кем мы только за них не отчитались! А исправить эту ситуацию, мне кажется, очень легко. Пусть отчетов будет много, даже очень много, но их список будет утвержден и известен заранее, как и два отчетных периода — в начале и конце года. Тогда бы мы не спали ночами, но все вместе сделали бы все разом и в течение года не отвлекались от своей главной работы — воспитания школьников.

ФАКТ
В Японии в школьный завтрак в обязательном порядке входят два-три перепелиных яйца, а также крабы, которых, кстати, поставляют из России

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: