Новосибирск 8.5 °C

Перемены от звонка до звонка

24.08.2012 00:00:00
Перемены от звонка до звонка
В школах Новосибирской области обновляют всё: от крыши до лампочки. Но самые серьёзные трансформации происходят в понимании сути учебного процесса. За очевидными переменами начинает всё яснее прорисовываться образ новой школы. Об этом — наше интервью с министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимиром НИКОНОВЫМ, специально приуроченное к региональному съезду работников образования.— Владимир Алексеевич, в области продолжается процесс модернизации системы образования. Задача непростая, требующая серьезных финансовых затрат. В этом году в отрасль вложена сумма, по размерам беспрецедентная, — более миллиарда рублей. Какие направления будут закрыты за счет этих средств в нынешнем году?

За очевидными переменами в сфере образования начинает все яснее прорисовываться образ новой школы

Об этом — наше интервью с министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимиром НИКОНОВЫМ, специально приуроченное к региональному съезду работников образования.

Новые стандарты: все включено
— Владимир Алексеевич, в области продолжается процесс модернизации системы образования. Задача непростая, требующая серьезных финансовых затрат. В этом году в отрасль вложена сумма, по размерам беспрецедентная, — более миллиарда рублей. Какие направления будут закрыты за счет этих средств в нынешнем году?

— Комплекс мер по модернизации системы общего образования Новосибирской области в 2012 году продолжает уже заложенные ранее основные направления: в 155 учреждениях реализуется проект «Школьная кровля», в 81 школе — проект «Спортивный зал». В учреждениях устанавливают новые системы автоматизированного распределения тепловой энергии. Светодиодные светильники позволяют добиться максимальной освещенности при минимальной потребляемой мощности. Свыше 126 миллионов рублей заложено на обеспечение безопасности и условий здоровьесбережения в школах. Порядка полумиллиарда рублей в этом году направлено на технологическую модернизацию наших школ: новое учебное и учебно-лабораторное, компьютерное оборудование. Серьезные средства на пополнение фондов получат школьные библиотеки. В сентябре 2012 года в школы области будут поставлены еще 114 школьных автобусов.

Практически в два раза больше средств выделено на повышение квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений. Все эти меры позволят снять остроту проблемы обеспеченности школ ресурсами, необходимыми для работы по новым федеральным образовательным стандартам.

— Начальная школа уже перешла на новые образовательные стандарты. В этом году их начнет осваивать среднее звено в ста школах региона. Наши педагоги готовы достойно ответить на такой вызов?

— Те школы, что заявили о готовности, думаю, трезво оценивают свои силы и возможности. Пока в 2012 году переход на новые образовательные стандарты основной школы опирается на образовательный авангард, то есть на ту часть школ, которые внимательно ознакомились с документом, оценили свои силы и ресурсы и пришли к заключению, что такой переход может состояться. Но было бы неправильно говорить об абсолютной готовности. И обсуждение наиболее актуальных проблем состоится в рамках дискуссионных площадок сегодня на съезде работников образования Новосибирской области.

Про спецклассы и электронные дневники
— Новосибирская область по многим параметрам идет в авангарде. Это касается и обкатки новых идей. Мы одними из первых реализовали проект по организации спецклассов. В этом году география проекта значительно расширяется…

— Расширяется не просто география или число классов, но и возможности сетевого взаимодействия. Уже сейчас в работу по реализации программ специализированных классов включены практически все крупнейшие вузы Новосибирска и даже структуры академической науки. Сами школы очень целенаправленно и, я бы сказал, концентрированно подошли к формированию ядра педагогов-предметников, преподающих в специализированных классах: из 472 учителей 360 — это учителя высшей квалификационной категории. Каждый четвертый педагог, преподающий в специализированном классе, имеет ученую степень. Большинство программ разработаны самими школами: они, с одной стороны, уникальны, а с другой — опираются на методологию нового образовательного стандарта.

С этого года начинают работу специализированные классы спортивного профиля. Думаю, что они станут важным элементом подготовки спортивного резерва для новосибирского спорта. В образовательной программе этих классов органично увязаны предметные аудиторные занятия и тренировочный процесс.

— Вам приходилось лично сталкиваться с ведением электронного дневника? И не кажется ли вам, что уход «из жизни» бумажных носителей информации, в том числе художественной литературы, как и дневников, лишают нас важной составляющей общения?

— Что касается использования электронного дневника в личной практике, скажу так: как родитель я вряд ли смогу заглянуть в дневник — дети уже не того возраста. Ну а в отношении внуков у меня все еще впереди.

Действительно, процесс замены традиционных бумажных носителей электронными идет с поражающей скоростью. Технические новинки в большей или меньшей степени влияют на нашу деятельность, образ мышления и саму жизнь. И, к слову, не всегда в лучшую сторону. Вот, скажем, широкое использование простейших калькуляторов: с одной стороны, позволяет повысить точность и скорость расчетов, а с другой — способствует отмиранию навыка устного счета. Плохо это или хорошо? Думаю, первое.

Современный электронный дневник напоминает закрытую социальную сеть, участниками которой являются сами ребята, их учителя и родители. Чтобы не была утрачена важная составляющая воспитательного процесса, связанная с личным взаимодействием учителя и ученика, учителя-профессионалы, осознавая и понимая эти риски, должны научиться творчески комбинировать традиционные и инновационные инструменты.

Талант учить и учиться
— Сегодня мы говорим о том, что образование и наука должны работать в тесном контакте. Подчеркивается, что мотивация будущих специалистов, инженеров, управленцев для инновационной экономики должна формироваться со школы. Как это сделать? В чем вам видится решение этой задачи?

— Познание каких-то областей жизни дается ребенку легче, каких-то — сложней. Так, но с поправкой на волю и мотивацию, складывается индивидуальный, личностный профиль, в котором мы можем разглядеть зачатки таланта. И в этой познавательной деятельности, как мне представляется, и следует искать ответ на поставленный вопрос.

Важно, чтобы основным образовательным результатом деятельности школы стала личность молодого человека, который может и хочет овладеть профессией и готов приложить свои способности и таланты к тому, чтобы жизнь вокруг нас становилась лучше. Поиск и выявление направленности детской одаренности закладываются нами в долгосрочную целевую программу «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013 — 2017 годы».

— До подведения итогов ежегодного конкурса среди учителей на звание «Почетного работника образования Новосибирской области» еще далеко. Но процесс уже запущен. Можно ожидать, что в этот раз будут учтены какие-то новые нюансы?

— Как вы помните, прошлый год был Годом учителя. И мы пошли на расширение числа наград, которыми могут быть отмечены наши педагоги. Была введена серьезная областная награда «Почетный работник образования Новосибирской области» — с моей точки зрения, уникальная. Во-первых, в год ее могут получить только пять человек. Во-вторых, процедуры выдвижения и отбора сочетают в себе общественные и профессиональные оценки деятельности претендента. В конечном счете присуждение премии — решение правительства Новосибирской области. Кроме уже традиционной премии учитель получает эксклюзивный, выполненный в золоте знак и его имя вписывается в Книгу почета, которая хранится в музее образования Новосибирской области. Пока там заполнено пять страниц. Поэтому у каждого педагога есть возможность попасть на ее страницы и золотыми буквами вписать свое имя в историю школьного образования Новосибирской области.

Первый этап процедуры выдвижения педагогических работников на награждение премией проходит с 1 ноября по 15 мая. Он выявляет уровень общественного признания в процессе публичной презентации результатов педагогической деятельности перед широкой общественностью. Второй этап — определение уровня педагогического мастерства. Члены специально созданной экспертной комиссии в соответствии с критериями по сумме накопленных баллов составляют рейтинг кандидатов на награду.

— В канун нового учебного года чтобы вам хотелось пожелать учителям, а также школьникам и их родителям?

— Школьникам, безусловно, хотелось бы пожелать интересных уроков и встреч, учителям — профессиональных успехов в течение года, а также испытать чувство гордости за хорошо сделанное дело в конце учебного года. Ну а родителям желаю, чтобы опасения и тревоги, связанные с взрослением детей, их становлением, нашли свое благополучное разрешение.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир НИКОНОВ:
— Знания только тогда смогут стать хорошей стартовой площадкой, когда будет безотказно работать механизм «переплавки» этих знаний в компетенции, в ясное понимание того, что же должен делать вчерашний школьник или студент с тем, что он только вчера изучал по книжкам и в учебных аудиториях.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: