Новосибирск -2.5 °C

Уроки жизни в проектах и на практике

13.03.2012 00:00:00
Уроки жизни в проектах и на практике
Региональную политику в сфере материнства и детства власть будет формировать в тесном контакте с общественными организациями. Обсуждению вопросов профессионального образования детей-сирот, проблемам полноценного воспитания инвалидов детства, поиску новых форм семейного устройства ребят, попавших в трудные жизненные обстоятельства, было посвящено первое заседание консультационного совета по вопросам семейной политики и социальной защиты детей при региональном министерстве социального развития.

Сумеешь приготовить борщ?
Отмечая важность сотрудничества с общественными организациями, министр социального развития Новосибирской области Сергей Пыхтин поделился впечатлениями о недавней поездке в детский дом №1, где он встречался с выпускниками 2012 года, расспрашивал их о готовности к самостоятельной жизни, о планах на будущее.

— Я задавал конкретные, порой провокационные вопросы, — признался Сергей Иосифович, — сможешь ли сварить борщ, подсчитать собственный бюджет? Они живут на всем готовом: их кормят и одевают, дарят подарки. Смогут ли вчерашние воспитанники, выйдя за порог детского дома, получив в собственность жилье, правильно сориентироваться, выстроить собственный жизненный путь? От их ответов на душе стало легче, но работу надо продолжать. Очень важно понять, что надо делать, чтобы отрезок времени, проведенный под опекой государства, стал для молодых людей максимально полезным, вооружил необходимыми знаниями и навыками. Профессионализм общественников, бесценный опыт и знание проблем изнутри помогут в решении этих непростых задач.

Выбрать дело по душе
О том, как обеспечить право на профессиональное образование сирот, детей из неблагополучных семей, а также оставшихся без попечения родителей, говорила на заседании совета представитель благотворительного фонда «Дети России — будущее мира» Надежда Глухова. Она отметила, что сегодня спектр профессий для этих ребят очень невелик. Выбор ограничивается как недостататочным уровнем образования (мало кто заканчивает все одиннадцать классов средней школы), так и бытовыми условиями. Выпускников детских домов обычно устраивают в те учебные заведения, которые могут предоставить общежития. В Новосибирске это училища № 18 и 22. В результате почти 80 процентов юношей и девушек вынуждены становиться либо штукатурами-малярами, либо каменщиками. Высшее образование доступно лишь единицам.

Многие девочки согласно проведенным опросам желали бы получить специальность повара-кондитера, но не могут сделать это, так как специальное училище находится сейчас в стадии реорганизации и пока неясно, какие перспективы сможет предоставить сиротам в дальнейшем.

Любой человек, чтобы адаптироваться к жизни, проходит обязательную цепочку: среднее образование — профессиональное образование — трудоустройство. При этом он, конечно же, должен связать себя с делом, к которому лежит душа, иначе неизбежны жизненные трагедии. За прошедшие 10 лет из 2350 выпущенных в самостоятельную жизнь детдомовцев нормально устроились чуть более 400 человек, 206 нигде не работают, около десятка отбывают сроки за совершенные преступления, о судьбе остальных сведений нет.

По самым скромным подсчетам, на содержание этих детей в детских домах, их обучение и дальнейшее устройство (не считая предоставленного жилья) государство затратило порядка миллиарда рублей. А какова отдача? Большая часть этих, пока еще молодых, людей в конце концов попадет в разряд социально неблагополучных и снова окажется на содержании у государства.

Как разорвать этот порочный круг? Вывод напрашивается сам собой: министерству труда необходимо скрупулезно проанализировать ситуацию с профориентацией сирот и детей, состоящих под опекой, расширить число профессиональных училищ, в которые они могли бы поступить. И, конечно же, проработать механизмы их дальнейшего трудоустройства. Кроме того, просто необходимо, считают общественники, продлить содержание ребят в детских домах до полного совершеннолетия — 18 лет.

Помочь в преодолении барьеров
Проблемы семей, в которых воспитываются дети с физическими ограничениями, проанализировала Надежда Скаредова, председатель общества инвалидов Ленинского района.

Сегодня, по ее словам, родителям, желающим устроить своих ребятишек в общедоступные детские сады или школы, сделать полноценным их досуг, справиться с психологическими нюансами, приходится преодолевать одни и те же барьеры. В учреждения дошкольного и школьного образования должны прийти специально подготовленные психологи и другие узкие специалисты. Нужны специальная мебель, пандусы, места для парковок автомобилей, расширенные дверные проемы, коридоры, оборудованные поручнями, — словом, все то, что называется созданием для инвалидов доступной городской среды.

Среди мер поддержки семей с детьми-инвалидами общественники также предложили: организацию социальных услуг на дому с привлечением мобильных бригад; обращение к Законодательному собранию области с вопросом о возможности приравнивания труда матери, ухаживающей за малоподвижным ребенком, к труду социального работника и соответствующей его оплаты; создание прозрачных списков для курортно-санаторного лечения; развитие адаптивных видов спорта и приобретение за счет государства технических средств реабилитации.

Дом для семейных вопросов
О развитии и правовом оформлении нового типа семейного устройства ребятишек от 3 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, рассказал Виктор Эллерт, директор Областного центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Он подчеркнул, что ничего лучше семьи для воспитания и развития юного члена общества нет и быть не может, поэтому детям из неблагополучных семей специалисты помогают вернуться под родную крышу, а тем, кто остался без попечения родителей, пытаются подобрать замещающих мам и пап посредством семейно-воспитательных групп.

Родители-воспитатели, работающие в таких группах, получают возможность утвердиться в своем выборе и принять решение, оставаться ли им профессиональными воспитателями или же взять на себя обязанности официальных усыновителей. 408 девочек и мальчиков, прошедших через реабилитационный центр, обрели сегодня приемных родителей.

Чтобы тщательней работать над жизнеустройством воспитанников, директор реабилитационного центра предложил внести ряд изменений в законодательство области, увеличить срок пребывания подопечных в центре помощи, создать базу данных семей области, которые хотели бы принять в свой дом ребенка, уделять больше внимания службам сопровождения приемных семей.

Все предложения, прозвучавшие в ходе консультационного совета, найдут конкретное воплощение в работе министерства и подведомственных ему учреждений или же будут положены в основу законодательных инициатив и нормативных документов.

ФАКТ
Анна ШАДРИНЦЕВА, руководитель координационного центра программы «Святость материнства» напомнила, что Новосибирск решено сделать пилотной площадкой проекта по формированию семейной политики в стране. Чтобы осуществить задуманное, необходимо взаимодействие между органами власти и общественными организациями на единой территории — в «Доме семьи», который предполагается открыть в столице Сибири. Этот вопрос решено обсудить в интерактивном режиме.

ЦИФРА
В феврале в Новосибирске сыграли 981 свадьбу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: