Специалист XXI века. Уровень космический?

Специалист XXI века. Уровень космический?
Один из наиболее важных государственных проектов новой России — это, бесспорно, реформа системы образования. Единый государственный экзамен благополучно пережил этап эксперимента и прочно вошел в нашу жизнь. Следующим шагом реформы стали специализированные классы. Чем они отличаются от обычных и какие плюсы имеет профильное школьное образование?
Еще один эксперимент
Нет ничего удивительного в том, что специализированные классы начали внедряться именно в Новосибирске. В отличие от иннограда Сколково, который пока существует только на бумаге, НГУ и Академгородок имеют реальную возможность развивать российскую науку. Для этого им не хватает лишь молодых и квалифицированных кадров, подготовку которых лучше всего начинать со школьной скамьи. В конце 2009 года департамент образования Новосибирской области начал принимать заявки на организацию специализированных классов естественнонаучной направленности, и к апрелю 2010-го было отобрано 19 школ Новосибирска и области. Для первых специализированных классов было выбрано три направления: физика, химия и математика.

Зачисление в классы проходило почти так же серьезно, как набор в первый отряд космонавтов. Чтобы у школ не было соблазна переименовать уже существующий класс в специализированный, была создана отборочная комиссия областного уровня, через которую прошли 659 детей. К заявлению о зачислении в специализированный класс ребенок мог приложить портфолио — дипломы победителя или участника различных олимпиад, рекомендации учителей или табель успеваемости. С каждым ребенком проводилось предметное собеседование, в ходе которого эксперты анализировали это портфолио и выставляли ученику определенное количество баллов.

— На мой взгляд, наиболее интересная часть этого портфолио — эссе ребенка о своих профессиональных и жизненных планах, — рассказывает заместитель начальника департамента образования Новосибирской области, начальник управления образовательной политики, опеки и попечительства Владимир Николаевич Щукин. — Уровень его притязаний во многом показывает, насколько ребенок мотивирован к получению профильного образования и можем ли мы ожидать от него каких-то результатов.

Если у ученика нет результатов олимпиад, то это эссе станет главным фактором, определяющим, зачислить ребенка в класс или нет. Это вызывает в лучшем случае улыбку — разумеется, каждый ребенок напишет, что он собирается совершать фундаментальные открытия и становиться мировым научным светилом.

Впрочем, никакого давления при распределении детей в те или иные школы не было — в заявлениях ребята указывали место, где они хотели бы учиться. И если в конкретный класс было подано 30 заявлений, то школа должна зачислить не более 25 человек, как и в случае с ЕГЭ все решал рейтинг ребенка. Стоит отметить, что наиболее популярным направлением является физика — в каждый физический класс было подано в среднем 32 заявления. Чуть менее популярна математика (в среднем — 31 заявление на класс), а наименьшее количество учеников захотело специализироваться по химии (28 заявлений в одну школу).

Помимо новосибирских школ, специализированные классы открыты в Краснообске (гимназия № 13), Бердске (лицей-интернат № 7) и Карасуке (лицей № 176). Выбор именно этих городов Владимир Николаевич объясняет так:

— Есть одаренные дети из небольших поселков, которые будут учиться в специализированных классах этих школ и жить на интернатном содержании. Администрации Краснообска, Бердска и Карасука могут предоставить им места в студенческих общежитиях, и ответственность за этих детей будет разделена между чиновниками, родителями и сотрудниками школ.

Все лучшее — детям
Еще одной особенностью специализированных классов является то, что усиленная подготовка в них ведется не по одному, а по двум главным предметам, — например, по математике и информатике или химии и биологии. Однако главное отличие специализированных классов от обычных — тесное сотрудничество с вузами или НИИ.

— В программы специализированных классов будут включаться по 10 часов внеучебной деятельности на каждый. Эти часы будут использованы на индивидуальную работу с ребенком, на подготовку к олимпиадам, проведение каких-то исследований в лабораториях вузов или НИИ с участием их сотрудников, то есть образование в этих классах будет практико-ориентированным. Например, специализированный химико-биологический класс гимназии № 3 будет работать совместно с НИИ цитологии и генетики. Скорее всего, научные сотрудники института будут работать в качестве преподавателей в этом специализированном классе, — объясняет Владимир Щукин.

Каждой школе, в которой открыт профильный класс, выделен миллион рублей на покупку компьютеров и необходимой научной техники. Поскольку часть занятий будет проходить на базе вузов или НИИ, это позволит сэкономить на дорогостоящем лабораторном оборудовании. Все приобретения согласуются с департаментом образования, поэтому можно быть уверенными: деньги пойдут на покупку действительно нужных вещей. Поскольку проект полностью финансируется государством, обучение в специализированных классах бесплатное.

Образовательные программы профильных классов были созданы на базе планов Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) НГУ, поскольку его ученики работают в связке «школа — университет» и успешно поступают в ведущие вузы нашей страны. Дети могут разделяться на две или три подгруппы, чтобы учитель смог уделить каждому ребенку максимум внимания. Для еще большей индивидуализации учебы в каждой подгруппе может работать отдельный педагог.

Как и все остальные ребята, ученики специализированных классов будут писать контрольные и сдавать экзамены. Если ребенок почувствует, что его призвание не математика, а, например, литература, он всегда сможет перейти в другой класс. На его место будет зачислен другой ученик, которому также предстоит пройти предметное собеседование.

Слишком узкая специализация
Вопрос о том, с какого возраста ребенок должен выбирать специализацию, по-прежнему остается открытым. В рамках эксперимента запущены седьмые, восьмые, девятые и десятые специализированные классы. Седьмой класс был выбран отправной точкой потому, что именно тогда дети начинают изучать физику. По словам Владимира Николаевича, в более раннем возрасте ребенок еще не может определиться со своей будущей специальностью. Но даже двенадцатилетний семиклассник вряд ли сможет с уверенностью сказать, собирается ли он стать физиком или экономистом. В идеале ребенок должен учиться в рамках одной специализации пять последних классов школы, и затем поступить в вуз на факультет такой же направленности. Но не приведет ли это к появлению чересчур узких специалистов, недополучивших знаний по истории и литературе?

Владимир Николаевич Щукин уверяет, что ученики специализированных классов получат тот минимум гуманитарных знаний, который предусмотрен обычной школьной программой. Однако этот минимум явно недостаточен для того, чтобы дать человеку хорошие знания по русскому языку, истории и литературе, иначе бы у нас не было такого количества репетиторов и не сданных ЕГЭ. И если целью является вырастить действительно мощных специалистов, то эти ребята должны получить более углубленные знания по гуманитарным предметам — ведь все значимые ученые имеют прекрасное комплексное образование. Высокий культурный уровень, правильная речь, свободное владение родным и иностранным языками — неотъемлемые атрибуты любого успешного специалиста. А для ученого особо важно грамотно излагать свои мысли и донести результаты своих исследований до российской и зарубежной аудитории.

Будущее специализированных классов будет определено только в следующем году, когда ребята закончат первый год профильного школьного обучения. Если они покажут высокие результаты, то эксперимент продолжится и охватит еще больше школ и детей. Хотя, как показывает практика, в нашей стране реализуются даже не совсем удачные эксперименты.

Сводный список специализированных классов

Математика
Гимназия № 5. Класс - 8.
Лицей № 9. Класс - 8.
СОШ № 126. Класс - 8.
СОШ № 159. Класс - 8.
Гимназия № 1. Класс - 9.
Лицей № 130. Класс - 9.
Гимназия № 6, «Горностай». Класс - 10.
Экономический лицей. Класс - 10.

Физика
Лицей № 176. Класс - 7.
Лицей № 176 (Карасук). Класс - 8.
Гимназия № 6, «Горностай». Класс - 9.
Гимназия № 13 (Краснообск). Класс - 10.
Гимназия № 7, «Сибирская». Класс - 10.
Инженерный лицей НГТУ. Класс - 10.
СОШ № 136. Класс - 10.

Химия (биология)
Гимназия № 1. Класс - 9.
Лицей № 130. Класс - 9.
Лицей-интернат № 7 (Бердск). Класс - 9.
«Вторая Новосибирская гимназия». Класс - 10.
Гимназия № 3. Класс - 10.
Лицей № 22. Класс - 10.
СОШ № 12. Класс - 10.
Материалы на эту тему
Поделиться:
Копировать