Как будем платить?

Как будем платить?
На прошлой неделе в Новосибирске прошел брифинг Ольги Молчановой, начальника департамента экономики и финансов мэрии города Новосибирска, и Николая Малая, заместителя начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска.
По словам Ольги Молчановой, тарифы на 2010 год отличаются прежде всего по водоотведению (канализации). Впервые с этого года утверждены единые тарифы на водоотведение для всех групп потребителей и составили в этом году 5 рублей 48 копеек (без НДС).

На водоснабжение тарифы для населения сохранены при условии перекрестного финансирования и существенно ниже, чем для других потребителей. Для сравнения: в 2010 году стоимость водоснабжения за один кубический метр (без НДС) составила для населения 5 рублей 42 копейки. Для прочих потребителей — 15 рублей 27 копеек. За электрическую энергию теперь будем платить 1 рубль 60 копеек за киловатт-час, а за тепловую расчет производится, исходя из этажности здания.

С 1 февраля вводится еще одна новая услуга — горячее водоснабжение (ранее в квитанциях значилось «Водоснажение и водоотведение»). Новая величина введена по требованию законодательства. Услуга рассчитывается с одного кубического метра на человека.

А что будет с тарифами на жилищные услуги (то, что нам оказывают ТСЖ, управляющие компании)?

Комментирует Николай Малай:
— Здесь обязательно жильцы должны смотреть на те изменения, которые проходили в вашем конкретном доме. По требованиям законодательства, собственники обязаны не реже одного раза в год проводить общее собрание, на котором они рассматривают изменение тарифов, которое должно производиться не чаще одного раза в год.

Если управляющая компания собирается поднять тарифы, она должна предоставить жильцам подробные перечни работ и услуг, в которых бы детально расшифровывались объёмы, качество и затраты на текущее содержание жилья и капитальный ремонт, вывоз мусора, уборку лестничных клеток и прочие жилищно-коммунальные услуги. И только после этого жильцы могут голосовать за новые тарифы на общем собрании.

В нормальном договоре между собственниками и управляющей компанией должны быть прописаны четыре основных раздела, без которых договор не будет иметь юридической силы.

Первый. Должен быть составлен состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление.

Второй. Зафиксирован перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту, в том числе капитальному (при необходимости), и иных жилищно-коммунальных услуг, порядок изменения такого перечня. Этот перечень должен иметь по каждому виду объём, стоимость работ на год и месячную ставку платы (тариф), тогда можно будет оценивать невыполнение работ в денежном выражении.

Третий. Порядок определения цены договора, размера платы за жилищно-коммунальные услуги (начисления платы), а также порядок внесения такой платы.

Четвертый. Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий может сделать договор управления ничтожным.

По вывозу твердых бытовых отходов.

В данном случае действует договорная цена. Но, как отметила Ольга Витальевна Молчанова, важно помнить, что на общем собрании собственники сами могут решить, как установить стоимость услуги — с одного кубического метра или с человека.

По содержанию лифтов.

— Тариф на оплату лифта входит в текущее содержание дома, и плата тоже устанавливается на основании решения собственников. На общем собрании тоже можно решить, как взимать плату: либо с одного квадратного метра, либо с человека. «Никаких официальных документов мэрии или администрации области о том, как взимать плату за содержание лифтов, нет. Это должно решить общее собрание жильцов», — подчеркнула Ольга Молчанова.

В ТЕМУ!

Платеж услуги за ЖКХ должен учитывать реальные доходы
«Населению неизбежно придется переходить к 100%-ной оплате услуг ЖКХ. Но платеж должен учитывать реальные доходы, конечно, не в режиме раскулачивания. Нельзя требовать большей оплаты за аналогичные услуги лишь на основе более высоких доходов. Другое дело, что при более высоких доходах потребитель может получать более качественные, а следовательно — более дорогие услуги. Но «средний» человек должен зарабатывать столько, чтобы хватило оплатить стандартные услуги по реальной цене.

Субсидии получает существенная доля (12 — 15%) семей, являющаяся малообеспеченной частью населения. Можно обсуждать вопрос обоснованности порога субсидирования, равного 22%. Для бедных семей этот порог должен быть на уровне 16 — 18%.

Но стратегический путь, общая задача — не столько снижать затраты на услуги (их доля по мере экономического развития любой страны растет), сколько максимально повышать доходы. Нельзя вести речь об экономической состоятельности ЖКХ при экономической несостоятельности города и региона (а их пока большинство). Конечно, можно, исходя из популистских соображений, удерживать заниженные тарифы, терпеть высокую аварийность, ресурсную расточительность ЖКХ. Однако нам никаких бюджетных — и тем более кредитных — денег на такое расточительство не хватит».
Игорь БЫЧКОВСКИЙ. Директор Института экономики ЖКХ, Москва.
Поделиться:
Копировать