Возведение многофункциональной ледовой арены и станции метро «Спортивная» идет по графику. Губернатор Андрей Травников подписал постановление о выделении бюджету Новосибирска субсидии в размере 490 миллионов рублей на строительство дорог к будущему спорткомплексу. Средства предусмотрены в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Уже видны контуры будущей четырехполосной дороги протяженностью более 2,2 километра, которая будет спускаться с Горской, проходить под мостом и опоясывать ЛДС.
Дорога к храму спорта
10 апреля стал известен победитель конкурса по выбору подрядчика на строительство дороги от площади Лыщинского до пляжа «Наутилус». Контракт на сумму 455,1 миллиона рублей получила компания «Градопроект». Вместе с ней в торгах участвовали «Новосибирскавтодор» и «Сибстройпроект». Поскольку ни один из участников аукциона не направил понижающего ценового предложения, победителем признали того, кто первым подал заявку.
Строительство дороги пройдет в два этапа. Первый включает подготовительные работы, устройство насыпи из песка и армированных грунтовых стенок, укрепление откоса георешетками и монтаж ливневой канализации. На это исполнителям отводится время до 20 ноября текущего года. Полностью объект должен быть сдан к 31 января 2021 года.
Здесь будет подземный пешеходный переход. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Проект дорожной инфраструктуры нового Ледового дворца спорта предусматривает не только строительство новой рокадной дороги, но и реконструкцию площади Лыщинского с участками автомобильных дорог, примыкающих к ней (ул. Немировича-Данченко, Блюхера, Горская, пр. Карла Маркса). Проезжую часть улицы Немировича-Данченко планируют расширить до восьми полос, а Блюхера — до семи. Над площадью Лыщинского появится пешеходный мост.
Правда, инженерное решение реконструкции площади Лыщинского вызвало неоднозначную оценку общественников. Многие из них раскритиковали будущий пешеходный мост и выступили против расширения уже существующих улиц на небольшом протяжении, так как это может превратить и Немировича-Данченко, и Блюхера в «бутылочное горло» — место постоянных пробок.
Проект: год за годом
2015:
О возможности проведения в Новосибирске молодежного чемпионата мира по хоккею 2022 года (позже перенесли на 2023-й) и строительстве нового Ледового дворца спорта было объявлено в ноябре 2015 года. Это произошло во время открытия нового учебно-тренировочного ледового катка хоккейной команды «Сибирь». В церемонии приняли участие тогда губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, президент Международной федерации хоккея на льду (IIHF) Рене Фазель и президент — председатель правления Континентальной хоккейной лиги Дмитрий Чернышенко.
2016:
Стало известно, что ледовую арену к МЧМ-2023 построят в районе улицы Горской. Территорию на берегу Оби рядом с Октябрьским мостом перевели в зону коммерческой застройки. ЛДС запланировано ввести в эксплуатацию в 2022 году. Правда, согласование проведения чемпионата в Новосибирске все еще не подтвердил конгресс IIHF. Помощник Президента РФ Игорь Левитин по итогам визита в Новосибирск заявил: «Есть поручение (Президента РФ. — Прим. ред.) в 2018 году подготовить программу развития хоккея с шайбой до 2025 года. Она включает в себя создание таких спортивных центров. Новосибирский проект получит поддержку».
Рене Фазель расписывается на символической шайбе
Как «растет» арена
Тем временем на площадке будущего Ледового дворца спорта идут бетонные работы. В марте строители закончили установку свай. В общей сложности их 1 500, и они выполнены по особой технологии. Чтобы спорткомплексу не были страшны ни землетрясения, ни наводнения, ни какие-либо другие природные катаклизмы, специалисты бурили скважины вплоть до скального основания, а затем заливали в них бетон и вставляли арматуру. Поскольку скальное основание залегает на разной глубине, то и длина свай разная — где-то 15, а где-то и 40 метров.
— Подобного свайного основания в Сибирском федеральном округе еще никто не делал, — подчеркнул министр строительства региона Иван Шмидт.
Строителям ЛДС в Новосибирске приходится на небольшом участке земли решать сразу несколько задач: прокладывать рокадную дорогу, ливневую канализацию, возводить станцию метро и непосредственно сам Ледовый дворец. Сейчас подрядчики выполняют монолитное бетонное основание спортивной арены.
— В течение лета мы будем наблюдать, как это сооружение растет из земли — будут монтироваться металлоконструкции, часть помещений к концу года даже заведут под крышу, — рассказал губернатор Андрей Травников.
Предполагается, что первым таким помещением станет тренировочный каток. Ледовый дворец спорта «Новосибирск-Арена» планируется завершить к июню 2022 года.
Проект: год за годом
2017:
Новосибирск в качестве места проведения молодежного чемпионата мира по хоккею презентовали в Кельне. По поручению Президента РФ региональное правительство предложило источники финансирования строительства ледовой арены: стадион будут возводить на средства инвесторов, инженерную инфраструктуру — за счет федерального и областного бюджетов. Рабочего проекта пока нет.
2018:
В мае проектный институт «Арена» выиграл конкурс на проектирование Ледового дворца спорта в Новосибирске у трех конкурентов — из Москвы, Санкт-Петербурга и Барнаула. Несмотря на то что запросил за свои услуги больше других — 89,1 миллиона рублей. Срок выполнения проектных работ — 20 октября 2018 года.
Президент Международной федерации хоккея на льду Рене Фазель одобрил проект ЛДС на Горском. Губернатор Андрей Травников заявил, что Новосибирск полностью готов к строительству объектов МЧМ-2023 на левом берегу Оби. Рене Фазель принял участие в совещании в региональном правительстве, посвященном подготовке к проведению чемпионата.
Проект ледовой арены активно обсуждают в соцсетях. Уже понятно, что он предполагает также строительство станции метро «Спортивная», 5,6 километра дорог, организацию парковки на 1 200 мест, расширение дамбы Октябрьского моста до шести полос и реконструкцию площади Лыщинского (кольцо перед эстакадой моста, куда сходятся улицы Блюхера, Немировича-Данченко и проспект Маркса).
«Спортивную» достроят к ноябрю
Параллельно с возведением ЛДС идет строительство станции метро «Спортивная». На данный момент выполнено бетонное основание, началось возведение цокольного этажа.
— Монолитный железобетон будем поднимать до уровня платформы. Это на 1,1 метра выше головки рельса, где сейчас ходит поезд по эстакаде. Мы должны выйти на этот уровень. Начинаем сооружать саму платформу и боковые посадочные платформы, — рассказал о ходе работ директор управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений (УЗСПТС) Александр Мысик.
Конкурс на завершение строительства станции выиграла фирма «Градопроект» — та, что будет строить дороги к ЛДС. Подрядчику предстоит завершить устройство железобетонного каркаса, установить перекрытие станционного комплекса, смонтировать внутренние инженерные сети, отремонтировать тяговую подстанцию, выполнить монтаж электрооборудования. Цена контракта — 351 миллион 962 тысячи рублей. Общая сумма расходов на строительство «Спортивной» — 2,7 миллиарда рублей. Работы должны быть завершены к 20 ноября.
Одновременно со станцией сооружают подземную часть пешеходного перехода на дамбе Октябрьского моста. Стоимость работ — 280 миллионов рублей.
Проект: год за годом
2019:
Проект ЛДС «Новосибирск-Арена» одобрен Главгосэкспертизой. Министерство спорта РФ и правительство региона подписали соглашение о выделении федеральной субсидии на 2019–2022 годы.
Новосибирцы уже могут ознакомиться с проектом, и он впечатляет: шестиэтажное здание общей площадью 55,5 тысячи квадратных метров, помимо ледовой арены, вместит тренировочные, тренажерный и спортивный залы, раздевалки для спортсменов, помещения для проведения мероприятий, пункты общественного питания и торговли. Спорткомплекс сможет принять 10,5 тысячи зрителей (старый ЛДС рассчитан на 7 400 мест).
На дамбе Октябрьского моста должны быть обустроены подземный и надземный переходы (до конца года запланированы работы по строительству двух опор надземной части перехода и защитного футляра для подземной).
Проектом предусмотрено также расширение проезжей части прилегающих улиц и реконструкция площади Лыщинского. Сделать это предполагается за три года. На Немировича-Данченко дорогу расширят на участке 400 метров до восьми полос, на Блюхера — до семи полос. На площади Лыщинского появится надземный пешеходный переход длиной 260 метров и шириной 3,6 метра. Он свяжет спуск к ледовой арене со стороны горнолыжных трасс, проспект Карла Маркса и улицу Блюхера.
Воды Оби станут чище
Особый и, можно даже сказать, уникальный из строящихся на Горской объектов — ливневая канализация. Коллектор сооружали весь прошлый год. Трубы диаметром почти в человеческий рост будут собирать воду с территории, прилегающей к ЛДС, дамбы моста и части Кировского и Ленинского районов. Кроме того, коллектор станет дублером проходящей рядом магистральной теплотрассы в случае аварийных ситуаций.
Монтаж водоотводного коллектора
Важная деталь: коллектор снабжен большой очистной станцией. Таким образом, если раньше сточные воды со всего левобережья стекали в Обь без всякой очистки, то теперь наша река станет чище. Стоимость строительства коллектора и очистной станции — 1,4 миллиарда рублей.
КСТАТИ
Международная федерация хоккея на льду (IIHF) обнародовала на своем сайте несколько вариантов символа молодежного чемпионата мира, который должен пройти в Новосибирске в 2023 году. Среди них — медведь с клюшкой и шайба с гербом России на фоне Бугринского моста.
ЦИФРА
Общая стоимость ЛДС — 5,8 миллиарда рублей. Вместе с инфраструктурой работы оцениваются в 10 миллиардов рублей.