Стремление к доверию

Стремление к доверию
Фото предоставлено Русско-Азиатским союзом промышленников и предпринимателей
Новосибирский бизнес стремится на китайский рынок. Почему возникают барьеры и что необходимо предпринять?

Предпринимателям Сибири предстоит научиться говорить с партнерами из Китая на одном языке. Как понять друг друга? Выучить китайский язык — полдела. Хоть и очень трудные полдела. Дальше еще сложнее. У нашего бизнеса в построении взаимоотношений с китайскими коллегами есть куда более серьезные барьеры, нежели языковой. Об этом, в частности, говорили участники конференции «Сотрудничество с Китаем как двигатель развития малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области».

К разговору обе стороны — сибиряков и китайцев — пригласил Русско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей (РАСПП). Модератор встречи — исполнительный директор союза Максим Кузнецов подчеркнул: работа с китайцами требует системного подхода.

— Многие наши партнеры сталкиваются с тем, что их зарубежные контрагенты  перестают выходить на связь, порой теряют интерес после первых же переговоров, — констатировал ведущий. — Здесь возникает вопрос доверия к нашим бизнесменам. Чтобы эффективно вести бизнес с Китаем, необходимо стать другом для контрагентов и только после этого переходить к делам. Поэтому лучше всего организовывать постоянно действующее представительство с местными сотрудниками. 

Этот тезис подтвердили и китайские партнеры — представители корпорации «Цзюлунфу торговля», которые планировали принять участие в конференции, но по ряду причин не смогли этого сделать. В качестве извинений они прислали участникам встречи обращение, где, в частности, заявили: «По нашим наблюдениям, есть три основные причины, препятствующие росту двусторонней торговли: сложность получения финансирования для пополнения оборотных средств, сложность контроля валютных рисков при торговле и взаимное недоверие». 

Почему срываются некоторые внешнеторговые сделки, а иные не дают ожидаемого эффекта? Разговор на конференции перешел к непростой теме — правовым аспектам торговли с Китаем. Руководитель практики по интеллектуальной собственности компании «Гребнева и партнеры» Анна Войцехович сообщила, что 95 процентов российско-китайских контрактов в Новосибирской области не соответствуют законодательству КНР. Спикер привела наглядные примеры документации, необходимой для установления юридически правильно оформленных отношений с бизнесменами из КНР. Отдельно Анна Войцехович остановилась на особенностях составления внешнеторговых контрактов и методах проверки благонадежности контрагентов, а также на защите интеллектуальной собственности, ответила на вопросы предпринимателей.

media61625.jpg

В ходе обсуждений участники конференции подошли к вопросу о том, какими путями отечественному малому и среднему бизнесу эффективнее заходить на китайский рынок. Как заявить о себе, какие товары и услуги будут востребованы китайской стороной?

Исполнительный директор РАСПП предложил рассмотреть как один из вариантов решения этих проблемных вопросов участие предпринимателей региона в Кантонской ярмарке. Это крупнейшая в Китае выставочная площадка и логистический комплекс торговли в городе Гуанчжоу.

Об истории, особенностях и преимуществах крупнейшей в Китае выставочной площадки участникам конференции рассказала посредством видеосвязи представитель Кантонской ярмарки госпожа Май.

— Кантонская ярмарка — это выставка достижений народного хозяйства Китая. Здесь впервые анонсируют все ключевые новинки китайской промышленности, — сообщила она и добавила: — По сути, это не только ярмарка импорта. В ней также есть международный павильон, в котором можно представить свои экспортные товары.

Представитель ярмарки сообщила об особенностях выставочной зоны экспортных товаров. Первый ее этап, который пройдет с 15 по 19 апреля 2018 года, будет включать в себя следующие категории: электронику и бытовую технику, светильники, машины и запчасти к ним, стройматериалы, механизмы, металлические изделия, химическую продукцию.

Второй этап, проходящий с 23 по 27 апреля, — это бытовые потребительские товары, сувенирная продукция и украшения для дома. Третий этап (с 1 по 5 мая) — текстиль и одежда, обувь, офисные принадлежности, сумки, чемоданы и предметы для отдыха, пищевые продукты, медикаменты, медицинское оборудование и тонизирующие средства.

Участники конференции задали госпоже Май вопросы, большая часть которых была о стоимости и эффективности участия в ярмарке, о доступности льгот и субсидий, и получили на них исчерпывающие ответы.

Своим опытом участия в выставке с присутствующими поделилась руководитель 2-го отдела ВЭД АО «ВЭД Агент» Анна Андрющенко. Она рассказала о том, что следует предпринять при подготовке экспонента к поездке и что нужно учитывать во время участия в выставке, поделилась проверенными на собственной практике полезными рецептами действий, а также секретами оптимизации расходов компании в целом.

На вопрос об эффективности участия в ярмарке Анна Войцехович ответила, что мероприятие дает более сотни новых контактов. Причем рабочих контрактов, а не протоколов намерений.

О другом важном моменте — потенциальном спросе на продукцию при участии в выставке — сказал исполнительный директор РАСПП:

— Существуют два способа оценки спроса на продукцию: кабинетные исследования и выставки. В среднем цена у них одинаковая. Однако выставка позволяет получить контакты потенциальных покупателей и дистрибьюторов, увидеть их реакцию на продукт, в то время как исследования дадут лишь сухие цифры по емкости рынка сбыта.

Актуальный экспорт

В 2017 году товарооборот между Россией и Китаем вырос в долларовом эквиваленте на 20,8 процента по сравнению с 2016 годом и составил 84 миллиарда долларов. 

Из этой суммы свыше 1 миллиарда долларов приходится на Новосибирскую область. Основные статьи нашего экспорта в Поднебесную: высококачественное сырье, сельхозпродукция и в целом продукты питания, изделия машиностроения. Учитывая характер внешнеторгового сотрудничества, здесь есть немалое поле для деятельности малого и среднего бизнеса. Представители Китая проявляют интерес к импорту российских товаров в свои крупные торговые сети. С нашей стороны существует потенциал для удовлетворения этого интереса. Новосибирская область может предоставлять продукты животноводства и мукомольной промышленности, напитки и минеральную воду. Есть серьезный потенциал для поставок зерна и масличных культур.

Практически все вышеперечисленные сферы могут стать точками приложения усилий представителей малого и среднего бизнеса Новосибирской области и способствовать их развитию через сотрудничество с предпринимателями КНР. В связи с этим исполнительный директор РАСПП Максим Кузнецов отметил:

— Научные исследования показали, что малые и средние предприятия, которые экспортируют свою продукцию, более успешны, чем те, кто не занимается внешнеэкономической деятельностью.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент