— Подписано соглашение с инвестором, проект которого мы достаточно подробно обсуждали месяц назад, когда я был с рабочей поездкой в Купинском районе, — рассказал губернатор Андрей Травников. — Соглашение о сотрудничестве с ООО «Трансхимэкспорт» подразумевает оказание всесторонней поддержки Администрации региона реализации инвестпроекта по модернизации производственного комплекса Купинского элеватора. Проект включает строительство маслоэкстракционного завода производительностью до 500 тонн в сутки, а также ввод в эксплуатацию новых емкостей для хранения сельскохозяйственных культур.
Губернатор подчеркнул, что это необходимый для области, актуальный и интересный проект. Он предполагает развитие такой перспективной отрасли растениеводства, как выращивание высокомасличных культур, в частности, рапса и льна.
— Наши сельхозтоваропроизводители уже достаточно хорошо изучили рынок Юго-Восточной Азии, и рапс сегодня активно экспортируется в эти страны. Теперь есть потенциальная возможность поставлять продукт его переработки — масло, — добавил глава региона.
По мнению Андрея Травникова, этот проект, реализация которого рассчитана на два года, будет стимулировать увеличение производства, вовлечение свободных земель в сельхозоборот, даст дополнительный импульс дальнейшему развитию одного из отдаленных районов Новосибирской области.
По мнению генерального директора холдинга «Трансхимэкспорт» Алексея Воротникова, заключенное соглашение о сотрудничестве между правительством региона и группой компаний — важный этап, который очерчивает сферу взаимных интересов.
— Есть проекты, которые надо воплощать в жизнь, и это соглашение позволит нам наиболее эффективно взаимодействовать. Мы понимаем, что нам нужен тесный контакт с властью, потому что наши планы совпадают и в сфере АПК, и по другим направлениям в интересах экономики и социальной сферы Новосибирской области, — прокомментировал руководитель холдинга.
Реализация инвестиционного проекта «Трансхимэкспорта» по модернизации Купинского элеватора и строительству маслоэкстракционного завода позволит создать в регионе производственные мощности для переработки масличных культур и наладить стабильный сбыт продукции местных фермеров.
Но потребуется поддержка со стороны облправительства: необходимы модернизация дорожной сети и железнодорожной инфраструктуры, создание новых рабочих мест, развитие связи, интернет-технологий. Эти вопросы Алексей Воротников озвучил во время визита Андрея Травникова на предприятия холдинга в Купинском районе месяц назад. После этой встречи губернатор поручил отраслевым министерствам содействовать компании в решении проблем. Практически сразу «Трансхимэкспорт» получил запросы региональных министерств с целью разработки предложений и мер комплексной поддержки проекта. В частности, речь идет о создании новых сельхозперерабатывающих предприятий, содействии обучению и переподготовке специалистов, развитии автомобильных дорог.
— Мы действительно ощущаем дефицит квалифицированных кадров, — подтвердил Алексей Воротников. — Нужно повышать квалификацию сотрудников и производительность труда. К нам едут работники из соседних районов, но мы понимаем, что эти специалисты там тоже нужны и это не выход. Мы возлагаем надежды на существующие в настоящее время программы по развитию кадров для сельской местности. Если год от года в село будут возвращаться хотя бы несколько человек с высшим образованием, эта территория по-другому «задышит», повысится уровень жизни.
Серьезной проблемой для агрокластера пока остается 40-километровая щебеночная дорога от Купино до Метелево. Испорченные покрышки и значительный износ грузового транспорта стали причиной существенных расходов компании.
— Один рейс с зерном — это ремонт покрышек, это простои техники. Затраты существенные. Ситуация не фатальная, но это серьезное ограничение, сдерживающий фактор в развитии, — сказал глава «Трансхимэкспорта». — Без дорог вообще ничего не развивается. Чтобы выполнить те задачи, которые мы перед собой ставим, надеемся обратиться с просьбой к правительству региона о включении этого отрезка в существующие региональные программы развития дорожной сети. Это очень актуально.
Компания планирует выкупить две ветки железной дороги, находящиеся на территории АО «Купинский элеватор» (он входит в состав холдинга), и отремонтировать. Оставляет желать лучшего и состояние грузовой железнодорожной станции Купино, которую, по слухам, хотели закрыть за ненадобностью. Станция понадобится для реализации инвестиционных аграрных проектов «Трансхимэкспорта», поскольку стратегическая цель компании в аграрной сфере бизнеса — организация логистической цепочки поставок зерна и масла из Сибири через порты Дальнего Востока в страны АТР.
«Трансхимэкспорт» планирует построить высокотехнологичный морской терминал в Приморье мощностью 3–5 миллионов тонн в год и отправлять в страны АТР зерно из Сибири. По мнению Алексея Воротникова, регион располагает огромным зерновым и, следовательно, грузовым потенциалом. В совокупности Новосибирская и Омская области, Алтайский край — это более 5 миллионов гектаров обрабатываемых земель, которые потенциально могут создавать грузопоток объемом около 10 миллионов тонн, а в перспективе — еще больше.
Справка. Основной бизнес «Трансхимэкспорт» — перевалка, хранение, экспедирование угля через ООО «Восточно-Уральский терминал», входящее в состав холдинга. Мощности терминала представляют собой высокомеханизированный комплекс по перевалке грузов с использованием конвейерного и транспортного оборудования закрытого типа, обеспечивающего высокий уровень качества и экологичности оказания услуг как при выгрузке из вагонов, так и при погрузке на суда. Уголь, который поступает на терминал из якутских и кузбасских разрезов, экспортируется в Южную Корею, Малайзию, Тайвань, Японию, Китай и другие страны АТР. Три года назад «Трансхимэкспорт» начал активно развивать аграрный бизнес в Купинском районе Новосибирской области и внедрил здесь самые высокие стандарты ведения сельского хозяйства. Объем инвестиций холдинга к настоящему времени составил более миллиарда рублей. В ближайшие годы инвестор намерен вложить еще около двух миллиардов рублей.