Наиболее частые ответы на просьбу охарактеризовать визуальные особенности Новосибирска звучали так: серый, грязный, холодный, скучный, хаотичный, молодой. Как отмечают исследователи, проблема серости Новосибирска не нова, ей уделяли большое внимание в местной печати в 60-х годах. В ходе опроса респонденты отмечали, что визуальная среда города вызывает чувство уныния, скуки и грусти. При этом женщины оказались настроены более негативно, чем мужчины.
Основными цветами Новосибирска большинство назвали серо-бежевый, серо-голубой и терракотовый. В общем, доминирование серого отметили 67% опрошенных. Люди подчеркивали, что в городе не хватает зеленых зон, в особенности хвойных деревьев, существующие зеленые зоны охарактеризовали как неухоженные, а территории парков как заброшенные. Вечером Новосибирск, по мнению участников опроса, выглядит темным и мрачным.
«Результаты опроса подтверждают, что у большинства опрашиваемых отсутствует чувство своего места в этом городе. Большинство предпочитает проводить как можно меньше времени на улицах», - комментирует ректор НГУАДИ Наталья Багрова. По ее словам, в общей массе горожане не замечают окружающую их природу и ландшафт, но при этом респонденты отмечают, что передвигаться по городу достаточно сложно.
В рекомендациях ученые отмечают, что для предотвращения оттока жителей и развития туризма Новосибирску необходимо продвигать образ успешного, динамично развивающегося наукограда. Однако, в будущее Наталья Багрова смотрит скептически. Создавать новый образ города фактически некому.
Треть выпускников НГУАДИ уезжают работать в другие регионы, треть уходит из профессии, треть остается Новосибирске, но работает в основном на заказах из других городов. «У нас нет своего стабильного заказа в Новосибирске. Привычка к хроническому дефициту бюджета, недофинансированию стратегических направлений развития Новосибирска напрочь отбила желание мечтать», - констатирует ректор университета архитектуры, дизайна и искусств.
В опросе приняли участие около 1600 человек, 98% из них – жители Новосибирска, 2% - приезжие.