«Непонятного» в пьесе предостаточно: к программисту Сереже приходят курьеры, приносят посылку. Но не отдают, начинают знакомиться с хозяином, рассказывают про свою работу. Вот только имена у них одинаковые, и родились они в одном городе, и судьбы у них – под копирку. Могут спеть хором или отслужить панихиду. Просто какие-то трое «из ларца, одинаковы с лица».
Один из ключей к пониманию этой троицы – сказочно-фольклорный. Только видишь перед собой не Змея Горыныча, а Дракона из одноименной пьесы Евгения Шварца. Да и тупой Сережа очень уж напоминает Иванушку-дурачка, которому хрустальный ларец на дом доставили.
Как признался режиссер Никита Бетехтин, для него курьеры – это персонажи из некой параллельной реальности, сошедшие со страниц Беккета, Мрожека или Кафки.
- У этих курьеров своя логика, они пришли из другого мира, в котором живут по каким-то другим правилам. Вот на этом столкновении двух миров и возникает конфликт.
«Сережа очень тупой» - спектакль страшненький. Он про то, что столкновение с чем-то непонятным – это всегда беда. Про то, как быстро рушится вера в разум, исчезают привычные понятия. И уже «мой дом – моя крепость» - это не про нас. Про ощущение беззащитности и тревоги, и тогда простая деревянная коробка запросто может оказаться источником вселенского зла.
Спектакли по пьесам современных авторов постоянно присутствуют в афише «Старого дома». Братья Дурненковы, Анна Старобинец, Лев Рубинштейн, Иван Вырыпаев. И появление в репертуаре театра еще одного имени, конечно же, не случайно.
«Сережа очень тупой» - вторая пьеса маститого писателя. Руководство театра предложило поставить ее Никите Бетехтину. Решение, признается молодой режиссер, принял не сразу.
- Это не была «любовь с первого взгляда» с пьесой. Но после нескольких ночей, проведенных с этим текстом, у меня возникло ощущение, что это очень интересная актуальная пьеса. И нужная сегодня!
Главная сложность, с которой столкнулись постановщики, это внутренняя противоречивость текста. По признанию Данилова, он хотел написать «пьесу с вполне классической формой, но при этом абсурдную».
Пьеса, действительно, написана по канонам «единства времени, места и действия». Но, как часто бывает в «театре абсурда», в ней ничего не происходит: активное действие на сцене заканчивается минут через 15. Дальше - больше часа маловразумительных диалогов.
- 75% времени курьеры сидят на диване, а Сережа вокруг них бегает. А вот теперь поди и придумай, как это сделать, чтобы зритель не заснул, - подчеркивает режиссер. - Еще очень сложно было заставить себя отказаться от режиссерских приемчиков и попытаться поставить простой, традиционный, веселый и светлый спектакль.
Другая сложность – оправдание сценического действия, психологическая мотивация поступков персонажей. И тут, признается исполнитель главной роли Тимофей Мамлин, поведенческую логику своего героя он так до конца и не понял.
- Сложно было принять, понять суть поступков моего персонажа. Я бы, сажу откровенно, вел бы себя иначе. Но драматург написал так, и нужно было эту авторскую «модель поведения» сделать своей, - отмечает актер. - Сережа не тупой! Он 30-летний парень, умный, программист. Просто у него нет опыта, он не знает, как действовать в странных обстоятельствах. Как и у каждого из нас! Мы что, никогда не впадаем в ступор от каких-то жизненных обстоятельств, когда мы сталкиваемся с чем-то непонятным? И неважно, у кого какой интеллект.
Справка. Дмитрий Данилов — современный прозаик и поэт, лауреат нескольких российских и зарубежных литературных премий. Драматургией занялся недавно, но настолько удачно, что его дебютная пьеса «Человек из Подольска» с успехом идет сразу в нескольких столичных театрах (театр «Практика, Театр.doc). А экспертный совет национальной театральной премии «Золотая маска» признал Дмитрий Данилова «лучшим драматургом сезона 2016-2017 годов».