Новосибирск -17.1 °C
  1. ПОЛИТИКА
  2. Выборы

Реформа выборов мэра позволит выбраться из тупика — политолог Дмитрий Еловский

Реформа выборов мэра позволит выбраться из тупика — политолог Дмитрий Еловский
Фото из архива VN.ru
Существующее законодательство в виде прямых выборов мэра давно надо адаптировать к российским экономическим условиям. В этом уверены авторитетные экономисты и политологи. Практика показывает, что легитимности в прямых выборах мэров российских городов в последние годы мало.

Если брать в качестве примера Новосибирск, то на последних выборах проголосовали лишь 20 процентов избирателей. А новая система запускает более эффективные механизмы управления территорией. Россияне хотят, чтобы на их территории максимально качественно и профессионально решались хозяйственные и экономические вопросы. И это естественно. Итогом обсуждения, высказывания мнений и позиций представителей разных направлений и структур стало общее решение: конкурсная модель назначения мэров, опробованная в большом количестве муниципальных образований, рабочая, жизнеспособная, эффективная.

«Косвенные выборы мэра – это компромисс, который позволяет выбраться из тупика, в который нас завели прямые выборы. С одной стороны, граждане хотят иметь выбор, даже если они все время выбирают одно и то же, а с другой – люди хотят хорошо и комфортно жить. Проблема в том, что эффективные хозяйственники на выборах не побеждают, поэтому к власти приходят политики, вынужденные обслуживать интересы поддержавших их элит», — говорит участник недавнего круглого стола «Клуба Регионов» политолог Дмитрий Еловский.

Другого выхода из тупика, кроме как усилить влияние в городах губернаторов, которые и так уже отвечают за все в своем регионе, просто нет, хотя это и не избавит от недовольных, сказал эксперт.

Преимущества отмены прямых выборов мэра видны невооруженным глазом. Например, экономия некоторых средств на выборах, ведь денег не хватает всегда, а теперь особенно. Важным чиновникам нравится возможность отстранения сити-менеджера от должности в любой день, если вдруг случится техногенная авария, улицы завалит снегом или обнаружатся нарушения каких-нибудь предписаний. Преимуществом должности городского управляющего можно считать и отсутствие у него представительских функций, отсутствие вообще политических амбиций: он чистый хозяйственник. Сити-менеджер действует строго в рамках своего контракта, он сосредоточен на конкретике, и у него по этой причине не должно быть конфликтов с губернатором и федеральными властями.

По итогам работы круглого стола «Клуба Регионов» можно сделать несколько ключевых выводов. 

— Прямые выборы мэров не гарантируют высокого качества управления. Грамотный хозяйственник всегда проиграет обаятельному популисту.

— Переход от выборной модели глав административных центров к конкурсным процедурам связан с государственной логикой укрепления вертикали власти.

— При смене выборной модели укрепляется взаимная ответственность городских и региональных властей, как правило, повышаются качество их взаимодействия и эффективность управленческой работы.

— Опыт других городов показывает, что за сменой модели выборов градоначальника следуют увеличение поступлений в городской бюджет, рост промышленности и развитие социальной сферы.

— Во время СВО и с учетом необходимости мобилизовать все ресурсы, обеспечить оперативность и эффективность работы всех ветвей власти от прямых выборов стоит отказаться как минимум на время.

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: