Если брать в качестве примера Новосибирск, то на последних выборах проголосовали лишь 20 процентов избирателей. А новая система запускает более эффективные механизмы управления территорией. Россияне хотят, чтобы на их территории максимально качественно и профессионально решались хозяйственные и экономические вопросы. И это естественно. Итогом обсуждения, высказывания мнений и позиций представителей разных направлений и структур стало общее решение: конкурсная модель назначения мэров, опробованная в большом количестве муниципальных образований, рабочая, жизнеспособная, эффективная.
«Косвенные выборы мэра – это компромисс, который позволяет выбраться из тупика, в который нас завели прямые выборы. С одной стороны, граждане хотят иметь выбор, даже если они все время выбирают одно и то же, а с другой – люди хотят хорошо и комфортно жить. Проблема в том, что эффективные хозяйственники на выборах не побеждают, поэтому к власти приходят политики, вынужденные обслуживать интересы поддержавших их элит», — говорит участник недавнего круглого стола «Клуба Регионов» политолог Дмитрий Еловский.
Другого выхода из тупика, кроме как усилить влияние в городах губернаторов, которые и так уже отвечают за все в своем регионе, просто нет, хотя это и не избавит от недовольных, сказал эксперт.
Преимущества отмены прямых выборов мэра видны невооруженным глазом. Например, экономия некоторых средств на выборах, ведь денег не хватает всегда, а теперь особенно. Важным чиновникам нравится возможность отстранения сити-менеджера от должности в любой день, если вдруг случится техногенная авария, улицы завалит снегом или обнаружатся нарушения каких-нибудь предписаний. Преимуществом должности городского управляющего можно считать и отсутствие у него представительских функций, отсутствие вообще политических амбиций: он чистый хозяйственник. Сити-менеджер действует строго в рамках своего контракта, он сосредоточен на конкретике, и у него по этой причине не должно быть конфликтов с губернатором и федеральными властями.
По итогам работы круглого стола «Клуба Регионов» можно сделать несколько ключевых выводов.
— Прямые выборы мэров не гарантируют высокого качества управления. Грамотный хозяйственник всегда проиграет обаятельному популисту.
— Переход от выборной модели глав административных центров к конкурсным процедурам связан с государственной логикой укрепления вертикали власти.
— При смене выборной модели укрепляется взаимная ответственность городских и региональных властей, как правило, повышаются качество их взаимодействия и эффективность управленческой работы.
— Опыт других городов показывает, что за сменой модели выборов градоначальника следуют увеличение поступлений в городской бюджет, рост промышленности и развитие социальной сферы.
— Во время СВО и с учетом необходимости мобилизовать все ресурсы, обеспечить оперативность и эффективность работы всех ветвей власти от прямых выборов стоит отказаться как минимум на время.