Скалы возле автотрасс, на популярных туристических маршрутах, ему не интересны: о петроглифах Калбак-Таша, Сетерлю, Кара-Ойука в путеводителях полно информации. В Республике Алтай есть много других, не менее удивительных рисунков, о которых не знают ученые. Сцены охоты, сражений… Все они – в труднодоступных районах, рассказывает художник Эдуард Логинов. Летом новосибирец уходит в горы на месяц. Один. Чтобы найти и скопировать древнюю живопись.
«Сами изображения на камнях зачастую практически нечитаемые. Даже разглядеть в упор почти невозможно. Скалы серенькие, никаких контрастов, никаких акцентов нет. Большинство скал с петроглифами покрыты лишайниками, мхами. Притом бывает такой слой, что их полностью скрывает», – говорит художник Эдуард Логинов.
Разглядеть очертания людей и животных порой можно лишь в том случае, если солнечные лучи падают на скалу под определенным углом, говорит Эдуард. В пасмурную погоду увидеть некоторые петроглифы и вовсе нет шансов. Чтобы очистить рисунок от лишайников, мастер использует капроновую щетку и заостренную деревянную палочку. Иногда скоблит камни по несколько дней! Потом достает из походного тубуса перкаль. Ткань накладывает на изображение, закрепляет с углов лейкопластырем. И делает оттиски с помощью акриловой краски.
«Она высыхает быстро. Благодаря этому она не пропитывается сквозь ткань. Тут же схватывается на поверхности. Технология очень древняя, называется эстампаж. Эстампаж в переводе с французского означает оттиснутый. То есть они очень точно передают размеры, композицию», – пояснил Эдуард.
Соседство с хищниками – Эдуард неделю жил рядом с волчьим логовом – и опасная работа на высоте – делал оттиски, зависнув над пропастью, – не пугали мастера. Его окрыляла цель – спасение уникальной живописи. Рисунки не вечны: в горах случаются землетрясения, обвалы. Порой туристы портят изображения. Оставляют надписи, пытаются копировать петроглифы, царапая камни металлическими предметами.
«У петроглифов есть так называемый солнечный загар. С течением времени на поверхности скалы образуется налет в виде каких-то мхов, выжженных солнцем, что-то еще. Поэтому более старые петроглифы слегка помутневшие, а новодельные петроглифы – на них прямо видно, что это недавно соскреблено», – говорит историк Вячеслав Карманов.
Мастер сделал больше пятидесяти оттисков. Его работы показывали на выставках в Томском художественном музее и Новосибирском краеведческом.
В конце июня Эдуард Логинов снова отправится на Алтай. Один. Чтобы в поисках малоизвестных петроглифов пройти пешком по Южно-Чуйскому хребту. Археолог Дмитрий Черемисин рассказал мастеру: где-то там, в долине реки Ирбисту, должно быть много наскальных рисунков.