Отсутствие у налоговых органов оперативной информации об исчисленных и удержанных работодателями суммах налога на доходы физических лиц приводило к тому, что бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты несли существенные потери, что, в свою очередь, не позволяло решать социально-экономические проблемы.
При этом относительно невысокие налоговые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом, возможность длительного судебного оспаривания решений налоговых органов и размеров штрафов, а также отсутствие у налоговых органов ежеквартальной информации о начисленных доходах, исчисленных и удержанных суммах налога и иные неотрегулированные аспекты налогового администрирования препятствовали повышению собираемости этого налога.
Что изменилось?
Для совершенствования налогового администрирования в отношении одного из важнейших для областного и местных бюджетов налогов, а также ликвидации серых схем по выплате зарплаты на федеральном уровне было принято решение обязать налоговых агентов (работодателей) начиная с 1 января 2016 года ежеквартально представлять в налоговый орган расчеты сумм НДФЛ, которые были ими начислены и удержаны.
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах». Форма расчета НДФЛ, исчисленного и удержанного налоговым агентом, порядок ее заполнения (6-НДФЛ), формат представления в электронной форме утверждены приказом Федеральной налоговой службы России 14 октября 2015 года.
Кроме того, расширен спектр воздействия налоговых органов на налоговых агентов: на основании данных расчета формы 6-НДФЛ они вправе взыскать задолженность по налогу в бесспорном порядке, а также приостановить операции по движению денежных средств на расчетных счетах за непредставление расчетов в установленный срок.
Напомним, что до внесения вышеуказанных изменений отчетность по НДФЛ представлялась налоговыми агентами в налоговый орган один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как правильно?
Начиная с 2016 года расчеты сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, необходимо представлять в следующие сроки:
— за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом;
— за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Введенная мера должна позволить налоговым органам оперативно проводить предварительные налоговые проверки правильности исчисления и удержания налоговыми агентами НДФЛ и в случае выявления нарушений оперативно привлекать нарушителей к ответственности. Это может привести к росту недоимки по НДФЛ, но она будет рассматриваться как возможная ко взысканию, соответственно как потенциальный резерв пополнения доходной части бюджета Новосибирской области.
Кстати
В 2,9 раза с начала года сократился объем просроченной задолженности по заработной плате в Новосибирской области. Как сообщила заместитель министра — начальник управления труда регионального минтруда Надежда Инина, на 1 августа 2016 года сумма задолженности составила 63,3 миллиона рублей. За июль долг сократился на 37 миллионов, или на 36,9 процента, уточнили специалисты министерства труда, занятости и трудовых ресурсов. 91,3 процента оставшихся долгов числится за организациями-банкротами. Между тем на предприятиях, имеющих задолженность перед сотрудниками, идет сокращение штатов: в июле там снизили численность работников на 9,3 процента, с начала года — на 36,2 процента, или на 1 348 человек. Эксперты отмечают, что существующие долги по заработной плате не связаны с задолженностями муниципалитетов перед предприятиями или отсутствием финансирования из бюджета области.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №33 от 17 августа 2016 года.