Ход мусорной реформы и работу регоператора по обращению с отходами обсудили на заседании Общественного совета при министерстве ЖКХ и энергетики Новосибирской области.
Как напомнили представители ведомства, новосибирское предприятие «Спецавтохозяйство» стало регоператором по обращению с отходами в начале 2023 года после того, как этого статуса лишилась компания «Экология-Новосибирск», так как не смогла выполнять свои обязательства. Ее признали банкротом.
Сейчас долги образовались и у «Спецавтохозяйства». Как сообщила на общественном совете начальник управления благоустройства минЖКХ Мария Шичкина, особенности тарифного регулирования неизбежно ведут к плановой убыточности регоператора. Такая ситуация наблюдается не только в Новосибирской области, но и в половине субъектов федерации.
«Чтобы не допустить очередного мусорного кризиса, было принято решение сохранить действующего регионального оператора. Для этого потребовалось взять его под контроль областного правительства, то есть выкупить акции у муниципалитета и взять его в собственность Новосибирской области», – заявила Мария Шичкина.

В состав совета директоров предприятия войдут представители заксобрания и правительства региона. Они смогут предметно проанализировать и скорректировать работу регоператора. В свою очередь, бюджет региона возьмет на себя часть затрат предприятия, чтобы снизить задолженность перед контрагентами – предприятиями, которые вывозят мусор в населенных пунктах. Субсидии АО «САХ» предусмотрены в 2025 и 2026 годах.
При этом учредителем АО «САХ» станет министерство природных ресурсов региона, а контролировать качество вывоза мусора по-прежнему, в рамках установленных полномочий, будет министерство ЖКХ и энергетики.
Кто и как платит за вывоз мусора
Общественники попросили подробнее разъяснить, почему не хватает текущего тарифа на вывоз мусора для стабильной работы регоператора.
Представители министерства напомнили, что с начала мусорной реформы (с января 2019 года), тариф на вывоз отходов в Новосибирской области не вырос, а наоборот уменьшился на рубль. С 92 рублей с человека в месяц он опустился до 91 рубля. При этом несколько раз за весь период реформы тариф опускали еще ниже по требованию тарифного регулятора и УФАС.
Кроме того, плату за вывоз мусора для населения устанавливают на основе данных по накоплению отходов за предыдущие годы. «Основная причина убыточности – формирование кассового разрыва в следующем периоде регулирования. У нас тариф на 2026 год будет основан на данных 2024 года. Тарифы не успевают за изменениями», – говорит Мария Шичкина.
Нормативы накопления отходов в Новосибирске и области тоже нужно уточнять. Сейчас специалисты департамента по тарифам выясняют, сколько жители региона производят отходов в разное время года. Уже замерили два сезона, итоги этой работы подведут до конца следующего года. От норматива накопления будут рассчитывать и тариф на вывоз и обращение отходов.

По данным на октябрь 2025 года, АО «САХ» получило 358,5 млн рублей в виде платежей от населения, за услугу платят 96% граждан, заключивших договор на вывоз мусора.
При этом долю охвата населения пока невозможно определить. У регоператора нет точных данных по количеству проживающих в частных и многоквартирных домах. С так называемых «резиновых» квартир и мигрантских хостелов получить адекватную оплату за вывоз мусора невозможно.
Размер территории имеет значение
Территориальная схема обращения с отходами действует в Новосибирской области с самого начала мусорной реформы – c 2018 года. Согласно этому документу, весь регион входит в одну зону по обращению с ТКО, которую обслуживает единый регоператор. При этом большая часть жителей – городское население, а менее 30% живут в сельской местности на западе области. Огромные расстояния и небольшое число потребителей услуги – это существенные издержки, на которые приходится идти регоператору.
Сейчас изучают целесообразность разделения территории области на несколько зон по вывозу мусора.
Новые площадки и контейнеры
По официальным данным сейчас в области действует 16 тысяч площадок накопления отходов, установлено больше 37 тысяч контейнеров. На приобретение новых контейнеров и создание новых площадок из бюджета области выделено 120 млн рублей. До 2030 года в регионе требуется создать еще 2 тысячи контейнерных площадок и закупить больше 20 тысяч контейнеров.
Планируется, что в большинстве населенных пунктов, даже в частном секторе, исчезнет практика безконтейнерного сбора, которая вызывает много нареканий.

Строительство комплексов по переработке мусора
С начала мусорной реформы количество полигонов ТБО не выросло, а уменьшилось. Два выведены из эксплуатации по решению суда из-за нахождения в приаэродромной зоне аэропорта Толмачево. Еще два перестали принимать отходы из-за отсутствия вместимости.
«17 действующих объектов – это старые, муниципальные свалки, то есть объекты, не отвечающие современным требованиям. Единственный новый объект, который соответствует текущим требованиям по захоронению отходов, введен в 2023 году в Карасукском районе», – доложила Мария Шичкина.
Правобережный и Левобережный комплексы по переработке отходов в Новосибирске сейчас в процессе перезапуска, объясняют в министерстве ЖКХ. Концессионные соглашения с тем же АО «САХ» расторгнуты по решению Арбитражного суда в августе и октябре 2025 года, так концессионер не смог реализовать проекты в срок. Теперь комплексы планируют построить в рамках частной концессионной инициативы, но также под контролем правительства региона, для этого создаются специализированные организации.
При этом, продолжается реализация концессий в Куйбышевском, Тогучинском и Татарском районах. Все проекты сейчас проходят стадию государственной экспертизы.
Еще два комплекса запланированы в Баганском и Кыштовском районах – за счет областного бюджета. Сейчас ведется проектирование объектов.
«В соответствии с дорожной картой, мы должны ввести все объекты до 2030 года», – подытожила Мария Шичкина.





Комментарии