Политолог Виталий Иванов: «После реформы выборов мэра в Новосибирске будет больше порядка»

В среду, 26 апреля, депутаты городского совета Новосибирска практически единогласно поддержали изменения в Устав Новосибирска. Следующий мэр города будет избран по новой модели.

Сразу в двух чтениях приняли поправки в Устав Новосибирска депутаты Горсовета во время сессии 26 апреля. Проект получил большинство голосов – за него проголосовало 38 народных избранников. Таким образом, прогнозы экспертов оправдались – депутаты поддержали изменения практически единогласно. О плюсах реформы выборов мэра корреспондент VN.ru попросил рассказать известного политолога Виталия Иванова.

Виталий Иванов родился в соседнем Красноярске. Правовед, политолог, публицист, теоретик и идеолог российского охранительства. Сейчас руководит департаментом региональных исследований в Фонде развития гражданского общества. Постоянный эксперт рейтингов «100 ведущих политиков России» и «политической выживаемости губернаторов».

— Как я понимаю, реформа выборов мэра, это только часть глобального губернаторского проекта Андрея Травникова по обновлению и повышению эффективности городской власти в Новосибирске. Не открою секрета, если скажу, что Новосибирск уже давно страдает от плохого управления и устаревших подходов. Нужно, конечно, что-то делать. Андрей Травников это прекрасно понимает. Учитывая голосование в Законодательном Собрании, и сегодняшнее голосование в городском совете Новосибирска, можно сделать вывод, что план Травникова поддерживает большинство политической элиты региона. Губернатор полностью контролирует ситуацию — не было даже попыток оспорить предстоящую реформу выборов мэра. В этом смысле очевидный успех главы вашего региона. Хотя, конечно, недовольные есть и всегда будут, но это единичные случаи.

— Виталий Вячеславович, с точки зрения обычных горожан, какие очевидные плюсы у реформы выборов мэра?

— Их несколько. И необходимо отталкиваться от текущей действительности. А сегодня ситуация в Новосибирске аховая! Городская власть автономна от власти областной, а значит, действовать в унисон зачастую они просто не могут. У Андрея Травникова недостаточно рычагов, которые ему необходимы, чтобы обеспечить эффективное управление Новосибирском, лоббировать интересы города и строго спрашивать с городского руководства за те или иные недоработки. А когда новая схема организации городской власти будет реализована, то будет сформирована полноценная вертикаль, и проблем городского хозяйства — новосибирского дуализма — уже не будет. Естественно, будет больше порядка в благоустройстве, социальной сфере, бюджетировании и так далее.

За примером далеко ходить не нужно — возьмем мой родной Красноярск. Во время правления мэра Эдхама Акбулатова в Красноярске был тихий ужас! Полный развал городского хозяйства. Собственно то, что мы сейчас наблюдаем в Новосибирске. А еще учтите, что Красноярск тогда готовился к Зимней Универсиаде-2019. Меньше года оставалось до этого события, а центр города был совершенно в непотребном состоянии — разбитые тротуары, неотремонтированные дороги, непокрашенные дома. Полнейшее безобразие! В итоге отменили прямые выборы, поменяли градоначальника, губернатор получил возможность контролировать ситуацию и жестко спрашивать с руководства города. В результате порядок навели. А красноярская Универсиада, напомню, была признана одной из лучших в истории.

Отмечу, что если бы существенных улучшений после отмены прямых выборов мэра в городах не происходило, то реформы в таком количестве городов, конечно же, не было.

Справка. Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и множестве других городов. Прямые выборы мэров, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, остались в Хабаровске, Абакане, Улан-Удэ, Якутске, Анадыре и Новосибирске. Их отмена в современной России с большой долей вероятности произойдет в текущем году. На осень 2023 года намечены выборы более двадцати глав субъектов Федерации, в том числе в Новосибирской области.

Момент для отмены выборов мэра в Новосибирске удачен и по той причине, что Анатолий Локоть отработал, как мог, на высоком посту два срока, ему уже 64 года. Дела в городе с уборкой улиц, общественным транспортом, строительством метро и других объектов, мягко говоря, не слишком великолепны. Могло быть и лучше.

Преимущества отмены прямых выборов мэра видны невооруженным глазом. Например, экономия некоторых средств на выборах, ведь денег не хватает всегда, а теперь особенно. Важным чиновникам нравится возможность отстранения сити-менеджера от должности в любой день, если вдруг случится техногенная авария, улицы завалит снегом или обнаружатся нарушения каких-нибудь предписаний. Преимуществом должности городского управляющего можно считать и отсутствие у него представительских функций, отсутствие вообще политических амбиций: он чистый хозяйственник. Сити-менеджер действует строго в рамках своего контракта, он сосредоточен на конкретике, и у него по этой причине не должно быть конфликтов с губернатором и федеральными властями.